Пра-романская и романская обработка металлов – широко распространенная форма искусства – использовалась, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Другие металлические изделия этого периода – ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы. Самым известным примером романского текстильного произведения вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя».
Романский стиль сменяет готика (XII - XIV вв.), рождение которой теснейшим образом связано с развитием городской средневековой культуры. Название это условно: оно появилось в эпоху Возрождения и означало "искусство готов", то есть варваров. Готические здания и храмы со стреловидными арками и окнами, башенками и шпилями как бы устремлялись вверх, к небу, к Богу, вырываясь из тесных и грязных средневековых улочек. Готическое строение с высокими потолками было наполнено воздухом. Через большие, часто занимавшие почти всю поверхность стен окна с цветными витражами во внутренние помещения проникали снопы солнечного света, переливавшиеся всеми цветами радуги. Все это в сочетании с органной музыкой создавало у верующих в храме особое эмоционально-экзальтированное состояние: устремленность всех линий к небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в ином, по отношению к земному, мире. В готической архитектуре впервые был применен украшенный фасад, выходивший непосредственно на улицу или площадь и отличавшийся по отделке от остальных сторон здания. Готический собор стал воплощением красоты и процветания не только христианской веры, но и символом благополучия самого города.
Готический стиль получил классическое выражение во Франции, которую по праву считают родиной готики. Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 г., достраивался до сер. XIII в. Наиболее знаменитые памятники французской готики - соборы Амьена и Реймса (XIII в.), церковь Сен Шапель (XIII в.).
Зрелая готика характеризуется нарастанием вертикализма, большей устремленностью ввысь. Одним из самых замечательных памятников зрелой готики является Реймский собор - место коронования французских королей.
Несколько отличались английские соборы, для которых характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Самый знаменитый памятник английской готики - Вестминстерское аббатство (XIII - XVI вв.).
Недостаток строительного камня в Германии вызвал к жизни "кирпичную готику", позже распространившуюся по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.). Самый известный готический собор в Германии - Кельнский.
Миланский собор расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными
башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным. Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века.
В период средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Сильную роль в этом играла церковь. Она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальной культуры; это находило выражение в особенности архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнамента, сочетания цветовой гаммы и пр.
В эпоху феодализма особенного развития достигает церковная мозаика, в которой античный реализм вытесняется условной трактовкой образа. В ней, обычно на золотом фоне, заменившем античные пейзажные фоны, создаются изображения аскетических фигур Христа, святых и других Высоким мастерством исполнения отличаются византийские мозаики VI—XIV вв. (в храме св. Софии в Константинополе, в церквах св. Виталия в Равенне, Успенья в Никее и др.); известны также византийские мозаика с изображением светских сцен, декоративные мозаика из каменных плиток и иконы из мозаик. В Западной Европе исключительной роскоши достигает мозаичный убор интерьера в церквах Сицилии XII в. (Чефалу, Палермо, Монреаль) и Италии (в соборе св. Марка, начало XIII в.). В VIII—XI вв. западноевропейская мозаичная живопись развивалась под сильным воздействием сирийского монументального искусства.
3. Тест.
Какой стране принадлежат нижеприведенные произведения.
1. «Старшая Эдда» а. Франция
2. «Песнь о Роланде» б. Исландия
3. «Песнь о нибелунгах» в. Норвегия
4. Сага об Эрике Рыжем г. Германия
5. Баллады и Робин Гуде д. Англия
Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – г; 4 – б; 5 – д.
Список используемой литературы:
1.Власов В.Г. Стили в искусстве. - СПб., 1996
2.Даркевич В.П. Народная культура средневековья. – Москва, 1988 г.
3.Ильина Т.И. История искусств. Западноевропейское искусство. - Москва, 1983
4.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. -Москва, 2002г.
5.Мень П. История религии. - Москва 1992 г.
6.Основы Православия. http://www.arm.borovsk.ru/pr-osn.html
7. Р. Томана. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись.– Konemann, 2000
8. Энциклопедия – Википедия. http://ru.wikipedia.org