В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип, социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.
Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной, территории, должна называться доминирующей. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой.
3. Запад и Восток в системе мировой цивилизации
Одна из закономерностей развития культуры – ее двойственность, с этим связано возникновение и существование Востока и Запада. Это глобальное деление человечества формировалось постепенно. Первобытная эпоха его не знала. Они появляются лишь в ходе неолитической революции, когда в некоторых районах мира возникли первые очаги земледелия и животноводства. В течение многих столетий Запад и Восток противостояли не просто как регионы, а как разные цивилизованные системы во многом чуждые друг другу, соперничающие, но в тоже время дополняющие друг друга. Запад и Восток как культурологические понятия представляют собой условные обозначения, типологические модели, за которыми стоят реальные различия в рамках мировой культуры. Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четкого определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. Однако различия между Западом и Востоком интересуют культурологию не в географическом отношении, а как различия между двумя типами культур.
Рассмотрим основные культурные различия между Западом и Востоком.
ЗАПАД | ВОСТОК | |
Особенности образа жизни | Познание внешнего мира и активное воздействие на него; самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп жизни | Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы |
Философия | Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; для мудреца главное- владение даром слова | Идея небытия;Истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером |
Наука | Развитие науки, как практической, так и теоретической | Отставание от Запада; развитие практических знаний (медицина, экономика и пр.)Восточная наука носила в основном религиозно-нравственный характер |
Искусство | Утилитарность, визуализм, реализм; с эпохи Возрождения – индивидуализм, ценность авторского стиля | Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность; отсутствие перспективы; деиндивидуализм, личность творца не обозначается |
Политическая деятельность | Динамизм | Инерционность |
Климат | Прохлада и холод, менее благоприятные условия для земледелия | Тропический, континентальный; резкие перемены температуры, влажности, изобилие растительности |
Динамика социально-экономического развития | Существование многих государств на относительно небольшой территории;Меньший срок существования государств | Обширность территорий, затрудненность торгово-экономических связей;Длительное существование больших имперских систем |
Межкультурные контакты | Перекличка этнических культур, готовность усваивать опыт других культур, опирающаяся на религиозное единство | Замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними; наличие нескольких религий |
Структурная характеристика культуры | Для Запада характерна жесткая оппозиция аристократизма и демократизма, массовости и элитарности в духовной жизни; наличие многочисленных субкультур в рамках одной страны и народа | Культура Востока однородна в пределах общности с преобладанием традиционных и религиозных элементов |
Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада. В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Несомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчезновения различий между ними.
4. Историческая типология культуры
Историческая типология культуры (исторические типы культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества).
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру. Она приходит на смену докультурной организации живых существ. Археологи выделяют 3 этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры.
I. Каменный век
а) палеолит (до 10 тыс. лет назад) – орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем (при неумении добывать его); основные способы добывания пищи- охота и собирательство, позднее рыболовство;
б) мезолит (10 – 5 тыс. лет назад) – значительное вымирание человечества ввиду сокращения поголовья животных – объекта охоты;
появление лука и стрел; приручение собаки;
в) неолит (8-3 тыс. лет назад) – переход от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция»); земледелие, скотоводство; начало изготовления предметов потребления; возникновения оседлого образа жизни; изобретение различных способов добывания огня.
II. Медно-бронзовый век (конец 4-2-е тысячелетие). В этот период происходит распространение орудий и украшений, изготовленных из меди, а несколько позже – из бронзы; появляется кочевое скотоводство и полевое земледелие; огромным культурным достижением этого периода является возникновение письменности.
III. Железный век.
Временные границы первобытного общества определить нелегко. Существа семейство Homo появились около 4 млн. лет назад,Homohabilis (умеющие изготовлять каменные орудия труда) – около 2 млн. лет назад, а Homosapiens – около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов – Иерихон – возник примерно 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства – 5 тыс. лет назад. Первобытный образ жизни сохраняется у некоторых племен Африки. Эпоха первобытности самая длительная в человеческой истории.
Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного типа.
· Синкретизм – слитность, нерасчлененность форм культуры, свойственная их неразвитому состоянию.
· Бесписьменность.
· Ритуализация всех сфер жизни: действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались из поколения в поколение.
· Слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения, жизненно важные для существования племени устои охраняются системой запретов – табу.
· Мифологическое сознание – духовное освоение культуры, синкретически заключающее в себе зачатки религии, искусства, философии, науки.
Зачатки предрелигиозного сознания
АНИМИЗМ – вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии.
ТОТЕМИЗМ – форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, считающимся родоначальником и покровителем рода.
ФЕТИШИЗМ – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных по представлению верующих, сверхъестественными свойствами.
МАГИЯ – совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
С начала I века до н.э. (образование греческих городов-полисов) до V века н.э. (падение Римской империи).
Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.
Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитная письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи.
История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы – греческую и римскую античность.