В Древней Греции:
· Развитие философии: стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине.
· Искусство служит удовлетворению эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.
В Древнем Риме:
· В основе – греческие образы, но изменяются масштабы: не полис, а империя.
· Политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям.
· Римское право – фундамент современной правовой культуры.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА
Три силы, определившие культуру Средневековья
- Традиции Греко-римской культуры.
- Дух варварства.
- Христианство – новое духовное основание европейской культуры.
Особенности культуры Средневековья
· Восприятие всего через призму религии.
· Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти.
· Мистицизм, иррационализм.
· Культ аскетизма.
· Искусство направлено на религиозно-церковные нужды.
· Образование – религиозный характер, грамотность – редкое явление.
· В науки – господство схоластики, строгий контроль церкви.
КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Периодизация:
XIV век – Треченто, Проторенессанс
XV век – Кватроченто, высокое Возрождение.
XVI век – Чинквеченто, позднее Возрождение.
· Возрождение античных традиций в зодчестве, живописи, скульптуре после средневекового упадка изобразительного искусства.
· Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушения культа аскетизма.
· Реформация – возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения.
· Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья.
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
С XVII до начала XX века – оформление западноевропейской культуры.
· Формирование нового, индустриального типа общества.
· Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.
· Повышение авторитета философии, стремление опираться в философии не на веру, а на разум, логику, факты.
· Признание ценности образования, знания (XVIII век – век Просвещения).
· Научная революция XVII- XVIII века - формирование основ современной науки. XIX век – век классической науки.
· Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур.
· Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.
· Дух практицизма, деловитости, буржуазная эстетика.
· В XIX веке - распространения реализма в искусстве.
· Рубеж XIX - XX веков – разочарование в идеалах, критика европейской культуры.
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА
С начала XX века
· Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма.
· Динамичность, быстрая смена условий жизни.
· Модернизм и постмодернизм.
· Научно-техническая революция.
· Компьютеризация – переход к новому типу общества – «информационному».
· Глобальные проблемы.
· «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм)
Типы европейской культуры и главные формы духовной жизни общества
Первобытная культура | Синкретизм → мифология |
Античная культура | Мифология → религия, искусство, философия |
Средневековая культура | Религия |
Культура Возрождения | Искусство |
Культура Нового времени | Философия |
Современная западная культура | наука |
VII.ПОСТМОДЕРНИЗМ
Широкое культурное течение в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Один из этапов развития современной европейской культуры, сформировался в 70 – 80-е годы XX века. Постмодернистское умонастроение несет в себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжества разума, безграничность человеческих возможностей.
Характерные черты постмодернизма:
- Ориентация культуры и на «массу», и на «элиту» общества;
- Широкое цитирование (вплоть до компиляции) в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох;
- Иронизирование над художественной традицией прошлых культур;
- Стилевой плюрализм (видео, хепенинг);
- Существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, экологию, информатику);
- Использование приема игры при создании произведений культуры;
- Выступает как продолжатель авангардизма.
Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жестокости и замкнутости концептуальных построений Ее символы – лабиринт, ризома.
VIII. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
Направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейся Идеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним из частных исполнителей этой политики. Сейчас культурная политика в России сводится к сравнительно автономной и малоскоординированной деятельности различных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественной деятельности, печати, библиотечному делу и т. п.
Разумеется, под культурной жизнью и культурой вообще в данном случае имеется в виду гораздо более частный сегмент общественной практики, нежели это трактуется наукой и даже в массовом общественном сознании. Например, в функции культурной политики практически не входят задачи общей социокультурной регуляции жизни людей, вопросы их обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формирования культурной компетентности личности (за исключением специализированных учебных заведений художественного и культурно-просветительского плана), работа со сферой религии, книгоиздательское дело, СМИ и т. п. Как правило, к компетенции государственной управленческой деятельности, определяемой как культурная политика, относят:
— систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающих неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения);
— систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т. п.);
— систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская работа как общего, так и специализированного профиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвития личности и т. п.; одним из активно развивающихся направлений этой функциональной подсистемы является социальная педагогика как институционализированная методика общей социализации личности);
— популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации;
— международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности.
Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к перечисленным выше основным задачам культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. (к сожалению, в России далеко не все перечисленные культурные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура, кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономными структурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и искусства.