Смекни!
smekni.com

Культура речи как учебная дисциплина (стр. 12 из 15)

Пересказу нужно учить систематически /не просто – “прочитай и перескажи” /. Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни мог правильно, достаточно точно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

В начальных классах применяются следующие виды пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

В III классе дети владеют всеми видами пересказа.

Устный пересказ учит школьников изложению – письменному пересказу образцовых текстов. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманны учеником, тщательно проверены сначала им, а затем и учителем.

Программа предусматривает для III класса – подробное и сжатое изложение текста из 70-90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложения прочитанного с изменением формы лица.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения, как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написаны выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанными детьми, способствуют формированию правильно речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус и развивают языковое чутье.

В этом смысле изложение полезно рядом с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния диалектов и просторечия. Так, готовя учащихся к сочинению на тему “В лес за грибами”, учитель проведет в классе изложение текста, в котором есть описание леса, грибов и другое, и это, несомненно повысит качество сочинений, так как дети смогут опереться на опыт мастера, писателя.

Например, проводим с детьми изложение “Где грибы выше леса?”, это изложение текста по плану, составленному коллективно под руководством учителя.

На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов? Голубые незабудки, золотые лютики.

На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы.

Удивительное дело? Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами ивы и березы.

Этим крошкам много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает, им вырасти.

Орфография: вопросительные и восклицательные предложения.

Анализ: так где же грибы выше леса? Почему деревца не растут? Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы? Какая зима на Севере? Что появляется в тундру во время короткого лета? Что сказано о цветах?

Составление плана. Учитель дает один пункт плана. Учащиеся рассказывают ее содержание. О чем нужно сказать после этого? Как начинается рассказ? Что еще растет в тундре, кроме цветов?

Примерный план.

1. Трава и цветы в тундре.

2. Ягоды и грибы во мху.

3. Леса не видно.

4. Эти крошки не вырастут.

Слова для справок: пушица, вырасти.

С этой же целью проводится предварительный языковый анализ текста, предназначенного для изложения: Обращать внимание учащихся на то, какие слова, обороты речи использовал писатель, стремясь нарисовать яркую картину жизни, сильнее и глубже подчеркнуть главную мысль произведения.

В III классе дети пишут изложения всех видов.

Для того, чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению ее культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая возможные ошибки при написании изложения учащимися.

Все чаще проводятся творческие изложения, которые развивают самостоятельность и творчество учащихся, формируют умение передавать свои мысли и знания.

Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения к сочинению.

г/ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СВЯЗИ С ПОДГОТОВКОЙ К ПРЕДСТОЯЩЕМУ СОЧИНЕНИЮ.

Сочинения в школе занимают особое место: или в известной степени подчинены другие речевые упражнения.

СОЧИНЕНИЕ – творческая работа. Школьники любят сочинение, любят за его творческий характер, за то, что в нем можно привить самостоятельность, писать свое.

Готовясь к устному рассказу и письменному сочинению, школьники учатся:

понимать заданную тему или находить свою собственную;

подходить оценочно к материалу, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;

накапливать материал: наблюдать, выделять главное; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения;

располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его;

отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;

орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;

обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное;

Сочинения как устные /то есть рассказы/, так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку /14;с.114-116/.

Одна из основных задач предмета “Русский язык” – способствовать формированию и развитию у школьников устной и письменной речи. но как это делать?

И психологам, исследующими проблемы развития речи, и экспериментирующими учителями – практиками доказано, что ребенок осваивает культурную письменную речь именно тогда, когда он пишет самостоятельные творческие работы, “сочиняет”.

Не так продуктивны изложения, поскольку при таком виде работы ребенку в большей мере приходиться иметь дело с чужим текстом, чем со своим. К тому же необходимость излагать что-либо обычно ничем не мотивирована для ребенка. А собственное “сочинительство” мотивировано либо желанием рассказать что-то, чего не знают другие, либо потребностью “высказать себя”, либо стремление оставить запись “на будущее”, напоминанию самому себе о каком-то интересном событии. Чем раньше дети начнут сочинять, тем лучше /15;с.4/.

Эмоциональность младших школьников позволяет опираться на живое, непосредственное восприятие, на наблюдения, на жизненный опыт детей.

Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Это же относиться и к устным рассказам. Поэтому важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом.

Подготовка к “сочинению” как письменному, так и устному начинается за несколько дней до самого написания или рассказывания. Независимо от вида сочинения четко выделяются три этапа подготовки к нему:

накопление материала /наблюдение, экскурсии, походы, рассматривания картин, чтение художественных произведений/;

отбор и расположение материала /обсуждение, выделение важного, составление плана/;

словесное, речевое оформление, то есть составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверки и проверка учителем.

При развитии навыков культуры речи важно речевая подготовка текста, запись необходимых слов, орфографическая проверка и прочее, составление отдельных предложений.

Например, во время подготовки к письму сочинения по репродукции В.Васнецова “Богатыри” проводим лексико-орфографическую подготовку. Уточняется лексическое значение слов: вороной (конь), палица, кольчуга, щит, сбруя

Коллективно выделяются из текста опорные слова и словосочетания. Например: среди бескрайних просторов, богатырская фигура, с удивительной легкостью, палицу тяжелую, (конь) под стать богатырю, щит горит и переливается, драгоценными камнями, нарядная сбруя, сражается находчивостью и смекалкой.

Опорные слова учащиеся выбирают в процессе анализа текста.

- Как автор передал мощь и силу Ильи Муромца?

- Как подчеркнул богатое происхождение Добрыни Никитича?

- Чем отличается Алеша Попович от Ильи Муромца?

Необходимо обратить внимание детей на то, что употребление всех опорных слов не являются обязательным. Который должен стремиться описать картину по-своему.

При изучении глагола в III классе проводится работа над сочинением, описанием /по картине/ .Такие сочинения допускают большую свободу в подборе материала и в его расположении. Ведь роль картины чрезвычайно велика в развитии речи учащихся.

Обучая детей письменному сочинению можно использовать вопросы, опорные слова, опираться на ранее описанные произведения писателей – классиков.

При изучении глагола мы составили текст-описание по репродукции картины К. Ф. Юона “Конец зимы . Полдень”.

Цель: развитие умения воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст, точно употреблять глаголы.

1. Знакомство с картиной (№487). Рассматривание. Обмен мнениями о картине в целом.

2. Беседа по содержанию картины.

- Какую местность изобразил художник? (Видимо, это окраина деревни. За домом поднимаются невысокие холмы, поросшие лесом.)

- Опишите подробнее. (На переднем плане деревянный дом. На крыше его еще лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора – поленница дров. Дом окружен высокими стройными березами. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик …)

- Прочитайте название картины.

- Как художник сумел передать, что это действительно конец зимы, середина дня? (Все залито ярким солнцем. Сероватый пористый снег искриться. От берез протянулись длинные по-весеннему голубые тени. Лес на холмах потемнел. По краям дорожек видны проталины. На крыше дома снег тоже подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое. Такое небо бывает на пороге весны, в полдень).

- Кто изображен на картине? (Мальчики внимательно смотрят на кур, которые, может быть, в первый раз после долгой зимы вышли на улицу).