Искусство существует на всех ступенях человеческого развития, зарождается раньше появления письменности, которая, в сущности, есть движение искусства, и является показателем достигнутого культурного состояния каждого народа. На самых низших ступенях человеческого развития у самых первобытных народов, соответственно их зарождающемуся сознанию, существует примитивное искусство в виде песен, священных плясок и грубого изображения предметов обихода и животных на камнях и стенах. Но тем не менее, и это примитивное искусство исполняет свою великую роль в деле развития человеческого сознания. По мере развития человечества, развивается и его искусство, но точно так же можно сказать, что с развитием искусства развивается и человек, поскольку одно исходит из другого и одно есть следствие другого. История искусства есть история развития человечества.
Таким образом, искусство есть путь в мир прекрасного. Искусство имеет целью творить и созидать красоту, будить человеческий дух и бороться с его низшей природой, поднимать и возвышать человека, улучшать и облагораживать его нравственный облик, скрашивать его жизненный путь, примирять его с невзгодами жизни. Искусство, которое не преследует таких целей, не только не имеет никакой цены в мироздании, но абсолютно вредно.
« Искусство, которое есть искание красоты, является истинной целью жизни, к нему направляется наше развитие, ради него и им совершается наш внутренний рост.»[10]
Талантливый человек рождается готовым художником, певцом, поэтом, музыкантом и т.д., его дипломы находятся в «чаше накопления», каждый его талант есть его вечный, божественный диплом, приобретенный усилиями его прежних жизней, духовные накопления, в виде талантов, передаются из жизни в жизнь, ибо раз цель жизни есть совершенствование, то талантливый человек сделал уже некоторые успехи в своем совершенствовании, он приблизился к ступени совершенного человека-Архата, который обладает всеми талантами, какие вообще могут существовать.
В Учении сказано: «Одна специальность не может составить содержание Иерарха» (Агни-Йога, 93), поэтому узкий специалист будет еще много раз воплощаться, чтобы сравняться с многообразно талантливым человеком.
Искусство объединяет человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство - для всех. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Н.Рерих указывает на то, что необходимо, чтобы искусством были украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больниц, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем.[11]
Искусство, рождающееся из горения божественного огня любви к противоположному началу, во все времена человеческого существования обладало могучим средством воздействия на умы, сердца и нравы людей и было главным фактором, способствовавшим расцвету цивилизации и подъему нравственного сознания людей. Искусство, которое не выполняет этого своего высокого назначения, не есть искусство, и художники, которые забыли свое высокое призвание идти впереди жизни и вести за собой менее развитых, которые, вместо того, чтобы давать тон и направление жизни, плетутся в хвосте ее, угождают низменным чувствам толпы и подделываются под вкусы масс, не имеют права на существование, ибо вред, приносимый такими псевдохудожниками, неизмеримо велик.
Наблюдая современную жизнь, мы видим, что прекрасное почти изгнано из обихода жизни современного человека. Занятый борьбой за свое существование, он отошел от красоты, перестал ее понимать, перестал чувствовать потребность в ней. На прекрасные произведения искусства он стал смотреть как на ненужную и лишнюю роскошь, без которой можно обойтись, или же стал искать и находить красоту там, где ее не было.
От безобразия современных условий жизни, от падения нравов и дальнейшего одичания человечества, от звериной борьбы за существование может спасти людей лишь красота.
«Красота спасет мир»- говорил Достоевский. Поэтому нужно искать красоту всегда, везде и во всем, и, найдя, хранить и оберегать этот нежный цветок от прикосновения к нему всего низкого, грубого и пошлого. Нужно развивать и растить в себе красоту, сознательно оберегая свой внутренний мир от проникания в него всего безобразного, отрицательного и растлевающего. Нужно бороться с самим собою и со своей низшей природой, поскольку это есть единственный род борьбы, который приносит благие результаты, и прислушиваться к голосу своего высшего Я, который направляет нас на путь совершенствования , то есть красоты.
Любя красоту, мы любим Бога, ибо Бог есть высшая Красота, Которая присутствует везде и во всем, нужно уметь лишь найти ее. Учение говорит: « Учи счастью красоты. Учи счастью знания. Учи счастью любви. Учи счастью единения с Богом». Именно в любви и красоте заключается высшее счастье сознания Истины, высшее счастье слияния с Богом.
Таковы основные мысли современным религиозных учений о прекрасном.
[1] Мамонтов С.П. Основы культурологи. Учебное пособие для высших учебных заведений.3-е изд., доп.- М.: « Олимп», «ИНФРА-М», 1999 С.254
[2] Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 248
[3] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.17 С. 81-85
[4] Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С. 140
[5] Конт О. Курс позитивной философии. СПб., 1912. Вып. 4 С.19
[6] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 106
[7] Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. 1989. С. 402
[8] Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 193
[9] Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. В 3-х т.- 3-е стереотип. Изд.- Т.2.-Рига: Виеда, 1992. С. 129
[10] А.Безант. Теософия и новая психология.
[11] Н.Рерих. Держава света.