В 1996 г. продолжалось падение валового внутреннего продукта (-6 процентов к 1995 году), объема промышленного и сельскохозяйственного производства (соответственно 5 и 7 процентов). Объем инвестиций в экономику и социальную сферу сократился на 18 процентов. По предварительным данным, при намеченной в 1996 г. сдаче 166 промышленных объектов и 77 объектов агропромышленного комплекса сданы лишь 2 объекта. Таким образом, продолжается дальнейший развал российской экономики.
Абсолютно устойчивое "ноосферное" развитие мировой цивилизации по ряду имманентно присущих человеческому сообществу причин невозможно. Но возможно ли оно хотя бы в виде стабилизации или улучшения экологического состояния мира и России в течение по крайней мере нескольких десятилетий? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прибегнуть к языку геополитических понятий.
По А.Дж. Тойнби, Россия представляет собой одну из нескольких устойчивых мировых цивилизаций, а именно православное христианское общество, являющаяся дочерней по отношению к древнему эллинскому миру. Православное христианское мировоззрение - вот та духовная база, фундамент, на котором выросли и сформировались культура и государственность Древней Руси и современной России.
Может ли быть устойчивым расчлененное государство, каким ныне является Россия? Насильственное расчленение государства в 1990-1991 гг. является трагическим и преступным актом, нанесшим Российскому государству колоссальный вред.
Никакое оздоровление в области государственного строительства, социально-психологического климата, экономической и экологической невозможно в обстановке современной смуты, гигантской деморализации населения страны, многолетней беспощадной информационной войны против русского народа, имеющей целью его полное уничтожение. Могут сказать, что один из главных устоев русской православной цивилизации - Русская Православная Церковь - с Божьей помощью понемногу восстанавливается и укрепляется. Это безусловно положительный факт. Однако необходимо иметь в виду, что при Советской власти, пусть даже искаженной форме, поддерживались патриотизм, строгость бытовых нравов, потребительская аскеза и самоотверженный труд, а нынешний "демократический" режим, демонстрируя свою формальную лояльность к Православию, поощряет бесовское глумление над всем тем, что составляет содержание и православной христианской морали: патриотизм, любовь к предкам и своей истории, национальная гордось за свои культурные и экономические достижения, скромность нравов: славянская и православная солидарность, трудолюбие, миролюбие, доброта, терпеливость, неприятие разбойного и чуждого русскому характеру индивидуализма.
Все повторяется как в навязчивом кошмарном сне: ослабление Русской Православной Церкви, длительное и нетерпимо-критическое обсуждение с оглядкой на либеральный Запад существующего образа жизни, постепенное проращивание на российской земле чуждой идеологии и выращивание интеллигентной пятой колонны, разложение армии и государственных институтов, Беловежское соглашение. Как всегда бывает в период смуты, во главе страны становятся люди, всей душой преданные ценностям западной цивилизации и ждущие от нее великих милостей, безразличные к бедам и традиционным стремлениям своего народа. Но верно и то, что сам добрый русский народ, презревший Бога и по дьявольскому наущению с совершенно удивительным помрачением национального самосознания впускает в Московский Кремль и отдает бразды правления Лжедмитрию, Ленину с Троцким и Гайдару с Чубайсом и Кохом. И каждый раз великая Россия буквально на волоске повисает над пропастью государственного, национального и духовного самоуничтожения. Прибегая к историческим аллюзиям, хочется думать, что и в наше время найдутся вожди подобные святому Гермогену и славным российским гражданам Минину и Пожарскому, которые возглавят Святую Русь и спасут ее от великого позора.
А геополитичесие противники и соперники России здравствуют и сохраняют постоянство в своих стратегических устремлениях, добавились и новые ничуть не слабее и не менее опасные, чем старые. Здесь и Соединенные Штаты с явно выраженной претензией на мировое господство и Китай со своим более чем миллиардным населением, подпирающий с юга наши гигантские по площади и чрезвычайно малонаселенные просторы Сибири и Дальнего Востока.
Надо откровенно признать, что по уровню научно-технических и технологических знаний в ряде областей (компьютеризация и информатизация, средства автоматики, связи и управления, качество многих производственно-технических и подавляющего большинства потребительских товаров), а также по среднему уровню жизни и бытовой культуры мы стали отставать от западных и некоторых восточных стран. В свое время потребовался революционный рывок Петра I, чтобы ликвидировать отставание России от Запада в военном деле и образовании на переломе XVII и XVIII веков.
История отвела нам сегодня очень мало времени для того, чтобы не допустить полное уничтожение нашего научно-технического и культурного потенциала и ликвидировать нарастающее отставание России в области науки и образования.
Возрождение российской нации может быть осуществлено только на основе возврата к Православному христианскому мировоззрению и Православной нравственности с опорой на современный уровень развития науки, образования и экономики через возрождение Русской Православной Церкви в полной силе, воцерковление русского народа, восстановление Российского государства и его территориальной целостности, а также репродуктивной способности населения. В экономике устойчивость развития может быть обретена при творческом сочетании принципов плановой и рыночной систем хозяйствования, при активном участии законно приобретенного частного капитала в производственной сфере и полном исключении криминального разбоя во всех разделах финансово-экономической деятельности. Только на таком крепком фундаменте может быть воссоздано устойчивое сильное, богатое и миролюбивое Государство Российское, продолжающее и развивающее исторические традиции Святой Руси, которое будет добрым Отечеством для своих православных и неправославных граждан, надежным полюсом устойчивости всего мирового сообщества и объединяющим звеном между Западным, Восточным и другими цивилизациями.