Концепция устойчивого развития России: мифы и реальность
Что представляет собою глобальная концепция устойчивого развития, мы знаем по документам Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро в июле 1992 года. В этих документах констатируется, что нынешний порядок использования природных ресурсов планеты Земля должен быть радикально изменен. Богатые страны, потребляющие львиную долю ресурсов Земли и в такой же пропорции загрязняющие ее окружающую среду, должны изменить структуру и сократить уровень потребления, изменить технологию производства в пользу более экологически чистых, должны изменить структуру и сократить уровень потребления, изменить технологию производства в пользу более экологически чистых, поделиться технологическими и управленческими знаниями с бедными странами, закупать сырье в бедных странах по справедливым ценам.
Все страны, как богатые, так и бедные, должны заботиться о благополучии не только нынешнего, но и будущих поколений, принимать меры для искоренения нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира; сотрудничать в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли, в том числе сохранения биологического разнообразия; нести финансовую ответственность за сохранение окружающей среды; поощрять соответствующую демографическую политику (политику планирования семьи), более активно вовлекать в решение национальных экологических проблем женшин и молодежи. Каждая страна мира должна разработать свою национальную и социальную концепцию устойчивого развития. Документы этой конференции отмечают, что одной из основных причин постоянной деградации окружающей среды во всем мире является структура потребления и производства в промышленно развитых странах. Составители этих документов полагают, что можно "найти пути, позволяющие обеспечить экономический рост и процветание при одновременном уменьшении расхода энергии, сырья и производства отходов". "..Важно - пишут они далее, - чтобы сами люди взяли на себя ответственность за потребление товаров и услуг на устойчивом уровне. Правительства и деловые круги могут стимулировать такое стабильное потребление через систему образования, программы информирования общественности, позитивное рекламирование продуктов и услуг, содействующих устойчивости".
Фактором, дестабилизирующим глобальную экологическую обстановку является из года в год увеличивающееся население Земли, ныне составляющее около 6 млрд. человек, причем в основном его прирост имеет место в бедных странах Юга (с коэффициентом рождаемости более 7), а не в промышленно развитых странах Севера с коэффициентом рождаемости около 1,0, а также непрерывно растущий разрыв в доходах между 20% наиболее богатого и 20% наиболее бедного населения в мире: в 1960 г. это соотношение составляло 30:1, а в 1989 г. - 59:1.
Особую опасность представляют химические загрязнения, ибо при производстве около 100 тысяч химических веществ - пестицидов, косметики, лекарств, пищевых добавок и др. - по подавляющему большинству из них отсутствуют данные об их токсичности. Среди других экологических опасностей: деградация почвы (16% почв затронуто крайней и сильной, а 46% умеренной деградацией), гибель тропических лесов, опустынивание земель в Африке и на Евро-Азиатском континенте, сокращение биологического разнообразия, нарастающий дефицит пресной воды (в развивающихся странах каждый третий житель страдает от недостатка питьевой воды, а 80% болезней и 1/3 смертельных случаев объясняются потреблением загрязненной воды), прогрессирующий рост производственных и бытовых отходов, глобальное потепление климата. В числе рекомендуемых мероприятий по выходу на траекторию устойчивого развития - увеличение доли ВНП, расходуемой на цели науки, подготовки ученых и инженеров. Если в развитых странах на 1 млн. человек населения приходится около 3,5 тысяч инженеров и ученых, то в странах Африки, Азии и Южной Америки их всего от нескольких десятков до 2-3 сотен.
Много критики было высказано и опубликовано по адресу нашей отечественной индустрии, построенной в годы Советской власти. Почему же в экономически развитых капиталистических странах, которые нам ныне предлагают избрать в качестве образца и примера для развития нашей страны, положение с экологией не только не лучше, но даже хуже, чем у нас, да и к тому же оно является главным фактором невиданного всемирного экологического кризиса?
Причина этого положения была исчерпывающим образом вскрыта Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II еще в 1973 году. Он показал, что корень зла гнездится в непомерно растущих потребностях современного человека. Он писал, что в борьбе личных, национальных и государственных эгоизмов власть человека превратилась в хозяйственный деспотизм, чуждый нравственных побуждений и потому разрушительный и для природы и для человека.
Таково происхождение экологической проблемы, долгое время назревавшей в недрах европейской цивилизации по мере ее отхода от христианских традиций. Сосредоточенность на задачах материального прогресса привела эту цивилизацию к подмене нравственной основы обладания природой лозунгом "умножай богатство" и поставила все человечество на грань экологической катастрофы.
По оценке экологов, воздействие человеческого общества на природу сравнимо, по масштабам, с геологическими процессами, недоступными контролю человека. И все же наука, в лице ученых, пытается своими ограниченными методами найти пути выхода из экологического кризиса, отвечая на него фундаментальной программой изучения и организационных усилий по восстановлению биосферы.
Святейший Патриарх видел решение экологической проблемы на пути нравственного обновления человечества, указанного Спасителем, о чем явно свидетельствует заключительная фраза его статьи: "Наш христианский долг - защитить природу, оказывать поддержку общественным, государственным и международным усилиям, направленным к той же цели, и неустанно разъяснять обществу нравственные начала господства человека над природой, обязывающие каждого христианина "на пути своего соединения с Богом не отстранять от себя тварного, но собирать в своей любви весь раздробленный грехом космос, чтобы был он в конце преображен благодатью".
Главное было им сказано: экологический кризис - это кризис не только науки, техники и экономики, но кризис прежде всего духа человеческого, следствие его отступления от Бога.
О том же, точнее о всякого рода нестроениях, творимых руками человека, писали ранее святые Отцы Церкви Христовой. Приведем, например, цитату из произведений святого Иоанна Кронштадтского, написанных им более 100 лет назад:
"Отчего вся природа и все в природе мудро и в порядке изумительном круговращается? Оттого, что Сам Творец ею распоряжается и управляет. Отчего в природе человека - венца творения - столько беспорядка? Отчего в жизни его столько неустройств и безобразий? Оттого, что он сам вздумал распоряжаться собою, помимо воли и разума Творца своего. Человек грешник! предай всего себя, всю свою жизнь Господу Богу твоему, и вся жизнь твоя будет круговращаться в мудром, прекрасном, величественном и животворном порядке, и вся она будет прекрасна, как у святых Божиих челвоеков, кои предали себя всецело Христу Богу и коих Церковь предлагает нам ежедневно в пример подражания".
Ныне же даже самые что ни на есть авторитетные и "рационально" мыслящие ученые - естествоиспытатели и те признают, что экологический кризис, грозящий современному человечеству самоуничтожением, является прежде всего кризисом человеческого мировоззрения и притом мировоззрения именно той части человечества, которая без тени сомнения мыслит себя принадлежащей к "элите", определяющей теоретически и практически основные черты мировой цивилизации.
Здесь же уместно напомнить и еще о том, что в начале 20-го века изложил в своей теории "ноосферы" великий русский ученый В.И. Вернадский. По его мнению "ноосфера" - царство разума с всепланетным правительством независимо от человеческой воли придет в ближайшем будущем и явится закономерно образованной высшей стадией развития биосферы. Законам развития биосферы и обоснованию теории ноосфеы В.И. Вернадский, как известно, посвятил ряд фундаментальных трудов.
При всем уважении к гению В.И. Вернадского, нельзя избавиться от навязчивых аналогий между "ноосферой" и "раем на земле" Г. Гейне и "светлым коммунистическим будущим" идеологов марксизма. Многие ученые и поныне верят в то, что наступление "царства разума", предсказанного В.И. Вернадским.
Оптимистическая точка зрения В.И. Вернадского и его многочисленных последователей, считающих, что человечеству с объективной закономерностью предуготована в будущем стадия длительного и устойчивого "ноосферного" развития, противостоит позиция христианских философов, которые, отрицают возможность построения Царствия Небесного на Земле. Так, философ и писатель К.Н. Леонтьев, обсуждая пути развития нашей страны в конце прошлого века, писал о том, что Россия, имея геополитический перевес над другими, должна следовать своим путем, независимым "от демократической и несомненно гниющей Европы". "Не Афины времен Фемистокла и Перикла, не Франция двух Бонапартов должны служить нам образцами, а Рим и прежняя Англия, всегда медлительно спешившие".
Вместе с тем он констатировал:
"Когда-нибудь погибнуть нужно; от гибели и разрушения не уйдет никакой общественной организм - ни государственный, ни культурный, ни религиозный".
По мнению К.Н. Леонтьева, Римское государство "продержалось на западе целых 500 лет" благодаря своим самородным и глубоким учреждениям и институту единоличной власти. Этот же способ государственного устройства позволил Византийской империи просуществовать еще целое тысячелетие. Россия же, пишет он далее, не обладает столь мудрыми и самородными учреждениями. "С этой стороны мы, действительно, ближе к Македонии, чем к Риму; но у нас сверх вошедших в кровь большинства русских людей привычки и любви к самодержавию есть еще нечто великое, чего у Македонии не было. У нас есть своя религия, которая может получить с течением времени и мировое назначение".