Каменное строительство, прерванное ь связи с иноземной интервен цией и хозяйственной разрухой начала XVII в., возобновилось лишь з начале 20 х годов. Самой замечательной постройкой гражданского зодчества 1-й половины XVII в. является Теремной дворец Московского Кремля сооруженный для царских детей Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шатуриным и Л. Ушаковым.
Новые традиции привели к формированию во второй четверти XVII в. своеобразного стиля, которому присуща затейливая, как правило, асимметричная группировка масс. Именно в посадских храмах наиболее ярко выразилось то светское начало, которое современники называли "узорочьем"
Патриарх Никон, пытаясь возродить канонические традиции зодчества, в середине XVII в. запретил строительство шатровых церквей и использование каких - либо новшеств в культовом строительстве.
В 90-е годы XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, условной именуемый "нарышкинским" или московским барокко". Главные композиционные принципы этой архитектуры - ярусность, центричность, симметрия и равновесие касс. Декоративные формы "московского барокко" были применены и в пятиглавых храмах соборного типа (Успенский собор в Рязани, кон. XVII в., зодчий Я. Бухвостов; московская церковь Воскресения в Кадашах, 1687 -1713 гг.).
В русском зодчестве XVII в. происходила борьба старых традиций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгляды, генетический связанные с народным творчеством, в то же время творчески осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.
Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры XVII в. пожалуй, с наибольшей силой отразилась в живопис-и, здесь процесс обмирщения шел особенно активно. В развитии русской живо- \ писи XVII в можно выделить два этапа: 1601 - 1650-е гг. и с 60-х гг. до конца века.
Первый этап ознаменовался борьбой двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно - "годуновская школа", тяготело к монументальным традициям прошлого. Другое художе ственное направление - "строгановская школа". Строгановские иконы впервые а русском искусстве как бы наравне с религиозно - символической функцией несли усиленное эстетическое начало.
Второй этап развитая живописи XVII в. .характеризовался медлен^ "ым отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм. Сторонники! нового, подчеркивая эстетическое значение религиозного искусства, \ стремились к реалистическому воплощению художественного образа^ Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С. Ушакованизованных основ церкви (отвергали церковную иерархию, выступали за предоставление мирянам права проповеди и за "дешевую" церковь - программа, предвосхищавшая требования Реформации в Западной Европе).
Борьба против монголе - татар была главной темой фольклора 2-й половины XIII - XV вв., ей посвящены жанры как традиционные (былины, сказания
Ведущий жанр этого времени - воинская повесть, доминирующая тема монголе татарское нашествие. Идея общерусского единства, возникнув в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголе - татарского нашествия.
После монголе - татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей по существу были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось все начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось двух основных районах: на севере - западе (Новгород и Псков) и в древней Владимировской земле (Москва и Тверь).
С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные из менения.
Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII - XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г
Художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций.
В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. - тверской, псковской, московской н волгоградской.
XIV в. - время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек (30 годы XIV - после 1404 г.), приехавший на Русь в 70 годы XIV в. В 1378 г. он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. Под руководством Феофана Грека проходили основные художественные работы в Москве: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них - "Богоматерь Донская" из Успенского собора с "Успением Богородицы" на обороте.
Первые 7 икон праздничного ряда ("Благовещенье", "Преображение" и др.) из иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360 - ок. 1430 гг.), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева - икона "Троица", происходящая из Троицкого собора Троице - Сер-геева монастыря, куда попала лишь в середине XVI в. Стиль московского мастера глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил стилистику не только московской школы живописи, но н всей русской художествен-чой культуры.
Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве - все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.
классицизм (60-е - начало 80-х годов) и строгий классицизм (середина 80-х -90-е годы). На первом этапе ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других типов построек.
На втором этапе преобладали частные городские дворцы и усадебные постройки с присущей им схемой - центральный корпус соединялся с боковыми флигелями посредством галерей; форма портиков, разновидность и пропорции ордера и другие детали также различны для каждого периода.
К лучшим памятникам московского классицизма относятся следующие творения Казакова: (здание Сената' в Московском Кремле, 1776-87; Московский университет, 1786-93; дом Благородного собрания со знаменитым Колонным залом, сер. 80-х годов; Голицынская (ныне 1 -я городская) больница, 1796 - 1801 и др.).
Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма.. К старейшему поколению при-"здлезкал видный мастер монументальной и декоративной скульптуры ф Г. Гордеев (1744 - 1810).
Вместе с Гордеевым для казанского собора работали выдающиеся русские ваятели, отражающие основные тенденции развития скульптуры.
/ Академия художеств, основанная в 1757 г., определила пути развития / русского искусства во второй половине XVIII в. Ведущим направлени-еи академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно воплотились в историческом жанре, трактовавшей библейские и национально-исторические сюжеты соответственно гражданским и патриотическим идеалам просветительства.
Наибольших успехов русские живописцы достигли в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры XVIII в. принадлежит творчество Ф.С. Рокотова (1735 - 1806), в портретах которого по сути впервые в русской живописи увековеченытончайшие переживания человека-Полотна Д.Г. Левицкого (1735 - 1822) отличались мастерством исполнения, художественной выразительностью и правдивостью характе ристик (портреты архитектора Ф. Кокорннова, 1769, П.А. Демидова 1773).Известный портретист XVIII в. В.Л. Боровиковский (1757 - 1825) лучшие лирические образы создал под влиянием сентиментализма. Передать тихую мечтательность, тонкие переживания и модную в то время "чувственность" особенно удавалось Боровиковскому в замечательных женских портретах
Большое развитие получил я крепостной театр
Во второй половине XVIII в. в России появились первые муэыкаль ные издания, сборники народных песен, была учреждена опера и начали устраиваться концерты,
К последней трети столетия относится формирование национальной композиторской школы.
Таким образом, XVIII - нач. XIX вв. - важный этап в развитая русской культуры, значительное влияние на которую оказала просветительская философия. В отличие от петровского времени в этот период сложилось более широкое понимание значения науки, образования, были сделаны новые шаги в развитии гуманистических принципов в общественной мысли, литературе, искусстве. Идея внесословной ценности человека пронизывала вое стороны историке - культурного процесса. Становление русской национальной культуры было выражением интенсивности роста национального самосознания. В процессе формирования русской нации закладывались основы русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра и национальной классической музыки метод решения художественных задач -социалистический реализм.
Наиболее крупными поэтами и писателями советского периода являются А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, , , М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Паустовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранин, А.И. Солженицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский,
В 1910-1916 гг. в Москве работало объединение художников «Голубой валет». Они решали проблемы построения формы цветом в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма. Выделившаяся из объединения футуристическая группировка молодых художников под названием «Ослиный хвост» была охвачена анархически-бунтарскими, разрушительными настроениями, доходившими до отказа от изобразительности.