В живописи на первый план выдвигается сюжетно-тематическая картина . Важное место занимает портрет. В области пейзажа трудятся многие художники старшего поколения: К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, В.К. Бя-лыницкий-Бируля, Н.П. Крымов, Появляются интересные индустриальные пейзажи Развивается книжная графика В годы Великой Отечественной войны значительные произведения были созданы А.А. Пластовым («Фашист», «Жатва», «Сенокос»), Кукрыниксами (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов и Н.А. Соколов), А.П. Бубновым («Утро на Куликовском поле»), П.Д. Кориным (триптих «Александр Невский»), Н.М. Ромадиным (пейзажный цикл «Волга - русская река»).
В русской скульптуре, как и в других видах искусства, на рубеже двух столетий борются разнообразные течения, идет поиск монументального стиля современности, формируются яркие индивидуальности, определившие дальнейшее развитие ваяния в России.
В начале XX века в архитектуре появляются новые градостроительные идеи (предпринимаются попытки строительства поселков по типу «города-сада»), развивается стиль «модерн» с широким применением достижений новейшей строительной техники и материалов
После революции начинается активная разработка проектов планировки городов; ведется строительство индустриальных и инженерных сооружений, жилых и административных зданий, общественных ансамблей; начинается реконструкция старых городов, появляются новые (Ангарск, Норильск, Волжск и др.).
. Значительными архитектурными памятниками советского периода считаются Видное место в истории мировой художественной культуры XX века занимает русское театральное искусство..
.
В XX веке продолжает развиваться музыкальное искусство. 1 рубеже двух столетий раскрывается деятельность замечатель-||х композиторов - А.К. Глазунова, А.К. Лядова, С. Аренского, Революционные настроения отразились в новых операх Н.А. Римского-Корсакова, в произведениях С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина. Появляются сочинения И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева.Достигает расцвета музыкально-исполнительская культура. Выдвигаются такие прославленные артисты, как Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданов, Л.В. Собинов, И.В. Ершов. Величайшим пианистом XX века был С.В. Рахманинов.. На протяжении XX века ведущее место в мировом балетном Искусстве занимает русский балет. Большие успехи были достиг-^ы также в области кино, циркового и эстрадного искусства Оно становится частью общедемократического движения, направленного против крепостничества и самодержавия. В качестве ведущего художественного направления утверждается реализм. В 1870 г. передовые художники по инициативе Н.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В.Г. Перова учредили «Товарищество передвижных художественных выставок»; сыгравшее огромную просветительскую роль в культурной и общественной жизни России. «Товарищество» объединяло почти все наиболее талантливые силы страны. В его состав в разное время входили очень крупные художники : И. Е. Репин («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Куогкп «Иван Грозный и его сын Иван»),
Участниками выставок «Товарищества» были В.А. Верещагин («Апофеоз войны», «Торжествуют», «На Шипке все спокойно»), Активное участие в творческой жизни передвижников принимал художественный и музыкальный критик, историк искусства В.А. Стасов. Материальную и моральную поддержку им оказывал П.М. Третьяков, приобретая произведения художников в свою галерею.
В первые десятилетия XIX века высокий подъем переживает русская скульптура, особенно монументальная, развивавшаяся под знаком классицизма. Почетное место среди мастеров русской скульптуры занимали И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади), И.П. Витали (фонтан на Театральной площади В Москве, портретные бюсты А. С. Пушкина, К.П, Брюллова Крупнейшим скульптором второй половины XIX века был М.М. Антокольский («Иван Грозный» , «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый»,
В стиле зрелого классицизма с его монументально-простыми, строгими формами строились лучшие общественные, административные и жилые здания Петербурга, Москвы и других городов. Окончательно складывается система ансамблевой застройки городов. Русский ампир нашел свое яркое воплощение в
творчестве архитекторов А.Д. Захарова (здание Адмиралтейства в Петербурге, собор в Кронштадте),
В конце 30-годов в архитектуре появляются первые признаки кризиса. Она теряет ведущее эстетическое значение, утрачивает присущий классицизму гражданский пафос,.
Во второй половине XIX века наблюдаются новые явления в русской архитектуре. Осваиваются новые строительные материалы (металл, бетон, цемент, песок и др.), возводятся промышленные и транспортные сооружения, строятся так называемые доходные многоквартирные секционные дома. делаются попытки возрождения древнерусского зодчества (А.В. Никитин, В.А. Гартман, И.П. Ропет). Появляется новый стиль – модерн
№3 Функции культуры.
Культура- это процесс развития человеч-х сил и способностей, показатель меры человеч-го в человеке, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве создаваемой людьми действительности
Многоплановая, разноуровневая структура попволяет ей осуществить ряд функций:
1. Аккумуляция родового опыта. ^ Функция гяосеологнческаа, познавательная.
(схватывая ьсе сферы общественного сознания, вчятых их в единстве, №ыура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.
3. Функция исторического обмена, передачи социадшбго опыта.
Эту функцию называют информационной. Общество не имеет дру то механизма передачи социального опыта, "социальной наследст» ности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвг "памятью" человечества.
4. Коммумжатнздая функция.
Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках нате] альной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвен» опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Ср< ством общения выступает прежде всего аыагупаот язык.
5. Культура выпоямет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляе! моралью и правом.
6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность ее;