Смекни!
smekni.com

Шпаргалки по культурологии (стр. 1 из 3)

№18 Культура России XVIII в.

При Петре 1 проблема образования становится государственной проблемой 1, Обучение за границей2, Создается с-ма светских школ Устав народных училищ предусматривалс-му единой светской школы от малого народного училища до университета. Появились навигационные, инженерные, мед.школы. Наука становится частью светской культуры.Организованы крупные экспедиции, открываются научные лаборатории.Открылась Академия наук в Петербурге.

Развивалось печатное дело. «Ведомости» первая газета.

Введено новое летоисчисление.

Во второй половине XVIII в. русская наука достигла общеевропей­ского уровня развития естествознания. Развитие русской национальиой науки в это время в значительной мере связывало с М.В. Ломоносо­вым,. Неоценим вклад МБ. Ломоносова в развитие просвещения, литературы, искусства.

Немало новых инженерных решений принадлежало русским изобре­тателям второй половины XVIII в. Кудибин спроектировал небывалый одноарочный мост через Неву изобрел телеграф, механическую сеялку, лифт и многое другое. И.И. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя -первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия.

Б течение четырех десятилетий (до конца середины 60-х гг.) в рус­ской литературе господствовал классицизм.(попытка поставить разум над чувствами) В середине XVIII в. на ли­тературном небосклоне взошла звезда талантливого поэта и теоретика А..П. Сумарокова

В последней трети XVIII в. в литературе начал складываться новый метод –реализм (правдивое отражение действительности)первый одержавший успехи в драматургии Д.И. Фон­визин (1744 - 1792) -. "Фонвизин казнил в своих комедиях ди­кое невежестве старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений"

В последнее десятилетне века главенствующим направлением дво рянокой литературы стал сентиментализм. Расцвет сентиментализма в России связан с творчеством А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина (1 ?66 -1826), создавшего в Москве своеобразный центр новой школы -

На единой стилевой основе (барокко) складывается синтетический характер искусства - нерасторжимое единство архитектуры, скульптуры, монументальной и декора­тивной живописи, прикладного искусства. Специфика русского барокко 40 -х годов связана с использованием опыта других европейских стилей (французского классицизма XVIIIв. и рококо) и отечественной традиции. Лице архитектуры этого периода определяли новые для России объемно - просгрансгвенные композиции.

Крупнейшим зодчим середины века был Ф.Б. Расстреляй. Лучшие загородные постройки зодчего - Большой дворец в Петерюфе и Большой или Ека-теринский дворец в Царском СелеПредел роскоши стиля барокко - богатство скульптурного убранств, игру светотени, красочность сочетаний интен­сивно - голубого, белого цветов н позолоты - во всех постройках зодчий умело соединял с грандиозным пространственный размахом и удиви­тельной ясностью основной композиции.

В 60-е годы классицизм с его благородной, величавой простотой, пришел на смену живописному барокко. Архитектура русского класси­цизма во второй половине XVIII в. пережила два этапа: ранний

№20 РУССКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

Культура XX века представляет собой очень сложное и про­тиворечивое явление. Социальные потрясения в России (революция 1905-1907 гг., Октябрьская революция, граж­данская война, построение социалистического государства. Ве­ликая Отечественная война, укрепление тоталитарного режима в стране, хрущевская «оттепель», «заморозки» брежневского нео­сталинизма, три волны русской эмиграции, развал Советского Союза, процессы демократизации), острые противоречия передо­вых и реакционных течений, напряженная внутренняя борьба в сознании людей, стремящихся разобраться в происходящих собы­тиях, нашли свое отражение в творчестве талантливых деятелей куль­туры.

Больших успехов Россия добилась в области образования После Октябрьской революции проводилась огромная работа по ликвидации неграмотности среди населения. от­крываются многочисленные культурно-просветительские учреж­дения - библиотеки, музеи, дворцы и дома культуры.

Высокого уровня в XX веке достигла русская наука. Ученые России внесли существенный вклад в развитие различных отрас­лей науки и техники.

Мировую известность получили работы многих выдающихся ученых (А.С. Попов, П.Н. Лебедев, Н.П. Павлов, С.И. Вавилов, П.Л. Капица, О.Ю. Шмидт, В.И. Вернадский, , М.В. Келдыш, , К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, А.Ф. Иоффе, , И.в. Курчатов, А.Д. Сахаров, Д.С. Лиха­чев и др.).

Не просто складывалась литературная жизнь России: В на­чале XX века продолжали работать классики русского реализма -Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. В русле демократиче­ского движения развивалось творчество А.И. Куприна, И.А. Бу­нина, Л.Н, Андреева, В.В. Вересаева, А.С. Серафимовича: В рас­цвете таланта находились А.М. Горький, А.А. Блок, В.В. Маяков­ский, В.Я. Брюсов, печатают свои произведения А.Н. Толстой, М.М. Пришвин.

В литературе этого периода появляются новые направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символисты проповедовали ин­дивидуализм, разрыв с гражданственно-социальными традициями русской литературы. Они объединились вокруг таких печатных органов, как «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Золотое руно». К «старшему» поколению русского симво­лизма принадлежали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брю­сов, К.Д, Бальмонт, Ф.К. Сологуб, к «младшему» - А. А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.

Акмеисты провозглашали освобождение поэзии от символи­стских образов, возвращали ее к материальному миру, к реальной жизни, единству человека и земли. На акмеистической почве вы­росло целое соцветие талантов, поэтов «Серебряного века» - А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин, Г.В. Иванов, 0.3. Мандельштам. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов».

Представители футуризма призывали к анархическому бун­ту против мещанской обыденности, к радикальной переделке по­этического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский).

.

).

Октябрьская революция резко разделила русских литерато­ров. Одни писатели сразу встали на сторону революции (А.А.

Блок, В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, В.В. Вересаев, М.М. Пришвин и др. ) приветствовали ее (А.М. Горький, А.С. Серафимович, В.В. /Маяковский), другие - не приняли новую жизнь, эмигрировали (Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.). Делались попытки создания особой пролетарской культуры (Пролеткульт), идеологи которой отрицали значение культурного наследия прошлого. Был провоз­глашен принцип партийности литературы и искусства, оказавший существенное влияние на развитие всей художественной жизни страны. Сформировался особый

№19 Золотой век 19 век. В России

В 19 в. произошел взлет рус. Нац-ой культуры. Расцвету рус. Нац. К-ры способствовал патриотический подьем народа после Отеч. Войны 1812 г., расширение международных связей, зарождение револ. движения, отмена крепостного права, развитие кап отношений.

В 19 в продолжает развиваться с-ма гос-х научных уч-х заведений. Открываются Казанский, Питербургский, Киевский и др. унив-ты., появл-ся женс. Гимназии, учмлища, курсы., воскресные школы для взрослых, меняется с-в уч-ся (разночинцы, выходцы из недворянских семей.

Развиваются книгаиздательское и журнально-газетное дело. Открывается первая публичная библ-ка в России. Появл-ся музеи.

Ученые занимаются глубоким изучением процессов формул-ют з-ны. Пирогов (хирургия), Лобачевский (геометрия). Бутлеров(теория хим-го стоения) Сеченов (материалистическое понимание высшей нервной деятельности). Менделеев (периодический з-н хим. Циалковский элементов

Значительных успехов добилась рус. Лит-ра и искусство, в которых развивались основные худ-е направления 19 вКлассицизм, сентиментализм, романтизм.

Реализм–Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Некрасов,

В живописи: Спасов, Кравской.

Романтизм-Жуковский, Рылеев

Музыка:Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков

Символизм: Мережковский,Брюсов, Анненский,. БлокИмпрессионизм: в живописи Серов и Грабарь, в скульпт- Трубецкой М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, А.И. Южин, П.А. Стрепет

В русской живописи продолжают развиваться тенденции реалистического отображения действительности. В начале XIX века творческие достижения были связаны с романтическим на­правлением в жанре портрета и пейзажа. К числу замечатель­нейших портретистов России того времени принадлежат О.А. Ки­пренский (портреты В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, гусарского полковника Давыдова, В.А. Тропинин («Кружевница», «Пряха», «Украинец с палкой», портрет А.С. Пушкина).

Выдающимся пейзажистом-романтиком был С.Ф. Щедрин. В своих картинах, овеянных мягкой мечтательностью, он стремился уловить различные состояния живой природы

Большую роль в утверждении бытового жанра как самостоя­тельного вида живописи сыграл А.В. Венецианов. К его лучшим работам относятся картины: «Утро помещицы», «Спящий пасту­шок», В первой половине XIX века творили такие известные ху­дожники, как К.П. Брюллов, мастер парадного портрета («Всадница»), автор знаменитой картины "Последний день Пом­пеи"; А.А. Иванов, более 20 лет творческой жизни посвятивший своему главному полотну «Явление Христа народу

Во второй половине XIX века характер развития изобрази­тельного искусства коренным образом меняется.

ши­рокое хождение в XVII в. переводная светская литература приключен­ческого содержания ("Сказание про храброго рыцаря про Бову Кара-левича", "Повесть о Еруслане Лазаревиче" и др.). Основная тематика бытовой повести - столкновение молодого и старшего поколений; во­просы нравственности; человек с его личными переживаниями.

Полный социальных конфликтов XVII век вызывал к- жизни новый литературный жанр - демократическую сатиру. Среди появившихся в XVII в. жанров, выражавших рост самосознания личности, особое мес­то занимает драматургия. Русский театр качался постановкой пьес, ма­териалом для которых служили, главным образом, библейские сюжеты, жития святых и античная мифология.