13 (29) От возможного к действительному (a posse ad esse поп vallet consequentia) - так называется еще одна ошибка демонстрации. Как и другие ошибки, она объясняется либо поспешностью вывода, либо просто его некорректностью. Правило, лежащее в основе данной ошибки, формулируется так: "От возможного не следует заключать к действительному".
Формулировка эта весьма прозрачна и едва ли нуждается в комментариях. Нелишне, может быть, только заметить, что данная ошибка весьма близка к только что рассмотренной - заключению о целом по части, ибо возможное соотносится с действительным по схеме: "временный (или случайный) признак => постоянный (или существенный) признак". Не нужно быть особенно проницательным, чтобы заметить, что практически эта же самая схема составляет основание ошибки "частный признак ==> общий признак". Заключение от возможного к действительному, разумеется, также не гарантирует логической состоятельности вывода.
· Модель:
Яблоки дешевые
Яблоки - фрукты (следовательно?)
Фрукты - дешевые
· Пример:
Тинойджеров в церкви много, как никогда. Именно они составляет сегодня ядро русского православия. '
(Очевидный паралогизм: из того, что на той или иной службе - скажем, в церкви МГУ на ул. Герцена! - тинэйджеров больше, чем людей иного возраста, не следует, что так бывает всегда. А потому .на этом основании нельзя сделать вывода о том, что ядро сегодняшнего русского православия-тинойджеры; в частности еще и потому, что ^составлять ядро" чего-либо есть не только вопрос количества!)
14 (30) Аргумент, страдающий избыточностью доказательств (argumentum nimium probans) - является причиной ошибки, нестрого определяемой в качестве многословия. Лишние доводы квалифицируются в риторике не только как не необходимые, но и как непосредственно "вредные", то есть мешающие доказательству. Qui nimium probat, nihil probat (кто доказывает много, тот ничего не доказывает) - в форме такой латинской поговорки оценивалась речевая деятельность говорящего, склонного к избыточной аргументации.
Опасность же избыточной аргументации усматривали в том, что так называемые "лишние доказательства" могут легко вступать в противоречие с основным. В этом случае вся логическая конструкция оказывается под угрозой разрушения и вместо ожидаемого вывода иногда следует нечто непредсказуемое, v
· Модель:
Тезис: сон полезен
Демонстрация: Полезно то, что успокаивает нервы
Сон успокаивает нервы
Во сне человек отдыхает
Во сне человек не совершает физических действий
Во сне человек не трудится
(следовательно?)
Не трудиться полезно
· Пример:
Пришедших на смену коммунистам стали по праву называть демократами. Действительно, "новички" сделали ставку на новые, гуманные формы взаимоотношений между государством и личностью, объявили войну тоталитаризму, авторитарности и любой из форм деспотизма. И не беда, что трудности роста на первых порах сопровождались мучительным поиском достойной социальной структуры и перегибами в области преследования "бывших"; диктатура нового времени должна была уметь защищать себя не хуже диктатуры пролетариата.
(Классический пример реализации схемы "начать во здравие - кончить за упокой" - с лишними аргументами в качестве причины паралогизма. Желая доказать тезис о демократическом характере социальных преобразований, автор высказывания, находя все больше и больше аргументов "за", фактически приходит к отрицанию демократического характера новой власти и в конце концов прямо характеризует ее как диктатуру, то есть тоталитарный, авторитарный и деспотический режим.)
15 (31) Ошибка последнего основания (ad infmitum) - чрезвычайно распространенный тип логической ошибки. Он напоминает предшествующий, связанный с избытком доказательств, с той лишь разницей, что в первом случае доказательства не неизбежны, а во втором - могут действительно оказаться желательными.
Паралогизм этот провоцирует так называемую "цепь доказательств" потому, что суждение, приводимое в качестве аргумента, недостаточно сильно само по себе и требует более сильного аргумента, который в свою очередь требует более сильного аргумента, который опять-таки требует более сильного аргумента, - и так до бесконечности, из-за невозможности установить последнее основание в цепи оснований или последнюю причину в цепи причин.
Речь фактически идет об утверждениях, недоказуемых в принципе, именно в силу невозможности привести наконец достаточно веское доказательство, завершающее процесс демонстрации в целом. Традиционный пример из риторики - рассуждение о том, что первично, курица или яйцо.
· Модель:
Газеты должны содержать сенсации, поскольку сенсации любит читатель, а газеты выпускаются для читателей, поскольку читатель покупает газеты, а газеты должны покупаться, поскольку в противном случае они становятся нерентабельными/ а нерентабельная газета прекращает существование и в этом случае читатель оказывается без газет, не имея более возможностей читать о сенсациях, но читатель любит сенсации, и т. д.
· Пример:
Пожилые специалисты должны освобождать рабочие места для молодых специалистов.
(Дефектность данного, на первый взгляд безобидного суждения оказывается очевидной при первой же попытке его аргументации. Поставленная проблема принадлежит к разряду неразрешимых: гипотетически можно привести столько же доводов в пользу необходимости сохранения пожилых специалистов на рабочих местах (опыт, однородность коллектива, доскональное знакомство с функциями и проч.), сколько и в пользу необходимости назначения молодых специалистов (избыток энергии, нестереотипность мышления, свежий взгляд на положение дел в отрасли и т. д.).
Отметим также, что приведенный пример вполне может оказаться не утверждением, а всего-навсего мнением, отнюдь не требующем пространной аргументации. В этом случае его, разумеется, не стоит рассматривать как паралогизм: право на мнение (даже если это мнение типа: "Всех велосипедистов надо подвергать смертной казни через сожжение")- святое право каждого!)
16 (32) Аргументы, не связанные между собой с необходимостью (fallacia fictae necessitatis) - составляют следующий вид логических ошибок. Это весьма коварный и трудноуловимый дефект демонстрации. Речь идет о ситуациях, когда аргументы могут находиться, а могут и не находиться в корреспонденции друг с другом. Иначе говоря, предполагаются нестабильные, вариабельные отношения между аргументами.
· Модель:
Проблема судьбы есть серьезная проблема
Серьезные проблемы подлежат немедленному разрешению
(следовательно?)
проблема судьбы подлежит немедленному разрешению
· Пример:
Какой же вывод следует из того, что больные— люди, как правило, психически нестабильные, притом что психически нестабильные люди агрессивны?
(К сожалению, никакого разумного вывода из двух предложенных посылок не следует- разумеется, если не считать выводом логически несостоятельный 'тезис "Больные агрессивны". Этот тезис возникает именно вследствие использования аргументов, которые не связаны между собой с необходимостью: с одной стороны, психически нестабильные люди отнюдь необязательно больны, с другой - психически нестабильные люда далеко не всегда агрессивны.
Дело, как мы видим, в среднем термине, который в данном случае - как и вообще в случаях с паралогизмом данного типа как бы неспособен уравновесить понятия в составе умозаключения. Именно эта его особенность и делает связь между аргументами, условно говоря, призрачной или, по крайней мере, неустойчивой.)
17 (33) Аргумент вне области обсуждаемого вопроса (aigumentum extemum) - это ошибка, которая возникает по причине отсутствия единства между частями доказательства. В качестве самостоятельного паралогизма он рассматривается потому, что отсутствие этого единства представляет собой вполне конкретное нарушение "механизма связи" суждений. В данном случае имеется в виду то, что аргумент "выпадает" за пределы границ речевой ситуации. Точнее говоря, в доказательстве используется нерелевантный довод (то есть, напомним, довод, который либо не соотносится с темой, либо не соответствует условиям места или времени, либо направлен не по тому адресу). В любом случае попытка демонстрации неспособна привести к разумному выводу.
· Модель:
Щуки едят карасей
Щуки - по-немецки Hechte
(следовательно?)
Hechte едят карасей
· Пример:
Революция — это всегда насилие, ибо движущей силой любого конфликта является вражда.
(Даже если оставить на совести автора содержание его аргумента и обратиться только к анализу того, насколько данный аргумент здесь на месте, очевидно, что соответствующий (или несоответствующий!) довод явно "из другой оперы". Тезис по поводу революции, может быть, и требует некоторого обоснования - учитывая, например, что существуют так называемые "бархатные", то есть бескровные революции. Однако предложенный аргумент обосновывает довольно далекую от тезиса мысль, а именно: конфликт способен существовать и развиваться лишь при условии явной недружелюбности сторон. Читателям самим предлагается решить, к чему автор привел это соображение.)
18 (34) Аргументацию ложными суждениями (fallacia faisi medii) иногда еще называют ошибкой ложного основания или "основным заблуждением". Имеется в виду, что в качестве одного или даже двух аргументов могут использоваться доводы, заведомо не являющиеся истинными. Доводы эти бессознательно (а при предосудительной коммуникативной цели - даже сознательно!) предлагаются тем не менее в качестве истинных.