Пейзажи художника тоновые. Тонко, со вкусом художник строит пейзаж из мягких тональных контрастов, образующих особый мягкий и, как часто говорят, «либеровский колорит», где доминируют цвета: серый жемчужный, цвет старого серебра, приглушенные золотисто-коричневые, зеленые, — что и создает особую тонкую гармонию, покой, уравновешенность и в то же время специфическую световую напряженность за счет отдельных ярких, как бы светящихся пятен, штрихов («Вечер после грозы», «Вода и небо Васюгана», «Вечер в Петропавловске», «Просека», «Тымск — сибирское село», «Навстречу земле»). Гармония цвета и единство колористических решений этих работ наглядно убеждают в основе эмоционального строя картин. Такой колорит наиболее точно выражает неброскую красоту западной и северной Сибири.
Творческий путь Алексея Николаевича Либерова охватывает большой временной период от дебюта художника в 1929 году на выставке «Новая Сибирь» до последних дней жизни.
2.2. Эпический и лирический пейзаж
Константин Коровин назвал искусство пейзажа «историей души народа». Эта душа — по-русски скромная, добрая, спокойно-величавая отчетливо проступает в картинах А. Н. Либерова, его искусство наполнено делами и чувствами современника;- это вдохновенная поэма, выражающая жизнь Сибири социалистической.
Алексей Николаевич Либеров — пейзажист-лирик. Подвижен у него и сам жанр пейзажа. Оставаясь лирическим, он то окрашивается романтическими тонами: «Полдень», «На северной вырубке», «За бортом теплохода», то обретает черты повествовательности, мужественной сдержанности — таков цикл пейзажей о целине, то историко-эпические: «К Иртышу», «Сибирские партизаны», то публицистические, как картины зарубежных серий.
В разных мотивах, пейзажах-настроениях художник всегда помнит о главном — о гармоническом единстве человека и природы, о необходимости для человека красоты, окружающей нас.
Середина 1950-х годов характеризуется особым оживлением пейзажной живописи.
Эпический и лирический пейзаж, обогащали друг друга, что наглядно прослеживается и в произведениях А.Н. Либерова, чей расцвет как пейзажиста пришелся на 1960-е годы В полную силу и по-своему неповторимо он зазвучал в таких работах, как «Полдень» (1967).
Сюжет «Полдня» прост - тихая речка с плавными очертаниями берегов, песчаная коса и старая паромная переправа. Все погружено в струящийся полуденный зной. Чувство светлого покоя и равновесия владеет зрителем. Даже контраст бурного неба и чистого зеркала воды не нарушает особый гармонический лад пейзажа, но создает некую романтическую взволнованность. Картина точно выражает неброскую красоту Западной Сибири, затрагивая сокровенные струны души. Став этапным произведением, «Полдень» обозначил новую трактовку художником темы «Родина». Это пейзаж с элементами жанра, окрашенный возвышенным романтическим чувством.
Работа выполнена в технике пастели, технике сложной, но к этому времени уже подвластной художнику. Согласно замыслу, основные красочные слои растушеваны, отсюда - незаметные мягкие тоновые переходы: от приглушенного зеленого до золотисто-охристых в изображении песчаного берега, убегающих к горизонту полей и от жемчужно-серого до голубых оттенков в трактовке высокого неба. Неброский уголок Сибири - воспринимается со всей русской природой. Приносит гармонию в восприятие души человека. Кажется, что весь мир наполнен чувством чистоты, поэзии, бесконечности.
Удивительна способность художника при легкости пользования материалом умело передавать определенность формы, материальность мира Художника волнует широта, необъятность Сибири, могучие силы природы, ее жизненная энергия. Поиски его всегда идут в желании выразить наиболее точно внутреннее единство природы, вечное ее движение. Продуманный отбор деталей, острота видения и умение обобщать, умение найти точные акценты делают работу совершенной — мы ощущаем простор, восторг перед грандиозной и величественной природой.
(Приложение 3)
Уже с середины 1 960-х годов А.Н. Либеров почти полностью отдает предпочтение технике пастели, причем пишет ею как маслом, который раз утверждая, что пастель есть «вид живописи», и свойственная работам Либерова тонкая гармония и уравновешенность.
2.3. Панорама пейзажной живописи конца 1960-х - начала 1970-х
В произведениях А.Н. Либерова 1960-х годов одновременно обозначились все три актуальные темы тех лет:
- российской «глубинки», выразившейся в создании мастером серии картин «О Севере Сибири»,
- «отечественной истории», прозвучавшей в цикле работ о древнем сибирском городе Тобольске,
- «негромкой стороны», получившей свое воплощение в пейзажах малых сибирских деревень.
В общей панораме пейзажной живописи конца 1960-х - начала 1970-х годов усиливается увлечение стариной, что имеет место и в творчестве А.Н. Либерова. Тема древнего города Тобольска в обширном цикле «О севере Сибири» зазвучала особой мелодией. Это и понятно, ведь Тобольск - историческая столица всех земель сибирских, к тому же, один из самых живописных и зрелищных городов.
«Старый кремль. Тобольск» (1967) - одна из самых интересных пастелей этого цикла. Пейзаж, как и многие произведения художника этих лет, носит созерцательный характер.
Актуальная тема в искусстве конца 1960-х годов - тема «негромкой стороны» отчетливо прозвучала в пейзаже того же северного цикла «Вечер в сибирском селе» (1972). Мотив традиционен: домики на берегу небольшой речушки, лодки у самой воды, занятые своими повседневными делами люди, и над всей этой неторопливой, лишенной суетности жизни - вечернее небо.
«Гроза на Иртыше» (1967) - работа, примыкающая к циклу «О севере Сибири». Она отчасти отвечает на вопрос - в чем заключается своеобразие видения А.Н. Либерова.
- Во-первых, такие поражающие воображение явления, как гроза, художник воспринимает закономерными в жизни природы. Его меньше всего интересуют контрасты грозового неба и бурное кипение волн. Напротив, он ищет того хрупкого неустойчивого состояния покоя, который воцаряется между грозовыми раскатами. Но световая напряженность, присущая моменту, все же имеет место в картине. Она достигается за счет высветленных пятен и энергичных штрихов на поверхности воды и линии горизонта.
- Вторая особенность художественного видения А.Н. Либерова в том, что в изображении стихийного явления природа и человек не противопоставляются друг другу, а находятся в гармоничном единстве.
2.4. Мастер городского пейзажа
Алексей Николаевич - художник, который много ездил по свету. Его непрестанные путешествия по Сибири чередовались с зарубежными поездками. Творческий диапазон А.Н. Либерова расширился - он становится мастером городского пейзажа. Серии работ «По ГАР», «По Венгрии», «Испания» - интересный рассказ живописца о характере каждой страны, о ее культуре, о быте людей, живущих в больших городах и малых селениях и, конечно, о природе, - о том, без чего художник себя просто не мыслит.
«Берлинский вокзал» (1961) из серии «По ГАР» - работа, позволяющая увидеть «мир» А.Н. Либерова в несколько ином, непривычном для нас ракурсе. Тонкое чувство пленэра, непосредственное восприятие происходящего - такое впечатление оставляет этот городской пейзаж.
Частые и дальние путешествия А.Н. Либерова вылились в создание по-своему интересной серии «Дороги». В нее отдельным циклом вошли произведения, посвященные авиации, в которых мажорно зазвучала тема «человек и небо». Разделенные десятилетием картины «Сквозь облака» или «Навстречу земле» (1968) и «Голубые дороги», (1978) фокусируют два авторских подхода в интерпретации темы.
2.5. Мир сибирской земли
Если сформулировать в общих чертах творческую программу художника в конце 1970-х - 1980-х годов, она выразится в следующем понимании им своей задачи: создание живописных произведений, где в полный голос зазвучала бы идея органической связи человека с окружающим миром. В этом отношении характерна картина под названием «Сибирский пейзаж» (Совхоз на Оми) (1981). Небольшая по формату, она своеобразно объединяет два типа пейзажа: эпический и созерцательно-лирический.
В работах А.Н. Либерова 1980-х годов открывается мир сибирской земли не только «исполненный пространством», но и трогательными в своей неброской красоте интимными уголками, где природа как бы находится наедине сама с собой. Изображенные А.Н. Либеровым мотивы ассоциируются с лирическими описаниями природы известных писателей-сибиряков: Василия Шукшина, Валентина Распутина, Виктора Астафьева. Это и понятно, ведь у всех у них единый корень - Сибирь.
Чувство трепетного волнения, желания постигнуть тайный смысл вечного движения жизни возникает при размышлении над пейзажем «Половодье» (1984). Перед нами как бы «мгновенно схваченный» и сразу запечатленный вид. Художник сознательно стремится сохранить непосредственность впечатления, полагая, что именно в этом ключ к созданию «настроения» пейзажа. Он выбирает для всей картины единую голубовато-серебристую гамму. И в этой колористической тождественности всего запечатленного, независимо оттого, какие «жизненные», наблюдаемые в природе краски присуши каждому компоненту пейзажа, и заключается его обаяние.
2.6. Творчество 1960-1980-х годов
Пейзажное творчество Алексея Николаевича Либерова 1960-1980-х годов - результат глубокой привязанности к родной сибирской земле. Будучи чуткой натурой, А.Н. Либеров искренне вспоминал многообразие исканий своих коллег по жанру и потому, его творчество, так или иначе, соприкоснулось с общими процессами, происходившими в советском изобразительном искусстве. Иногда он догонял собратьев по искусству, чаше шел в ногу, порой предвосхищал события. Но какие бы общие для современной пейзажной живописи проблемы ни затрагивал художник, сильные стороны его дарования - чувство меры, вкус, профессиональная культура и в частности «дисциплина» цвета - позволяли создавать ему произведения, отличающиеся собственной, только ему присущей интонацией.