Творческий проект " Бисероплетение"
МОУ « Староурмарская средняя общеобразовательная школа»
Творческий проект
Бисероплетение
Кулон « Кельты»
Выполнила: Андреева Анжела
ученица 10 класса
Руководитель: Якимова М.А.
учитель технологии
д.Старые Урмары
2007г
Оглавление
1. История бисера и обоснование проекта -
2. План работы
3. Анализ идей и обоснование
4. Технология изготовления изделия
5. Экологическое обоснование
6. Дизайн анализ практической части
7. Реклама
8. Самооценка изделия
9. Экономическое обоснование
ИСТОРИЯ БИСЕРА.
История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времён. Стеклянные бусины – непосредственные предшественники бисера – украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов ещё за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойдён вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к 9 – 12 вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.
На протяжении нескольких столетий центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию. Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, - их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу 17 века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов Однако дефицит на бисер всё равно оставался значительный. Поэтому М.В.Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, решил расширить в России ещё одно направление стеклоделания – изготовления бисера.
По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда и земля. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование. Фабрика просуществовала до 1670 года, но после смерти Ломоносова её закрыли.
Во второй половине 19 века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.
Искусство изготовления изделий из бисера – одно из самых загадочных и интересных. Интерес к этому виду творчества в разное время то резко возрастал, то исчезал практически полностью. Так, например, в середине 19 века мало кто интересовался изделиями из бисера. В конце 19 – начале 20 века бисер стал необыкновенно популярен, и вещи, сделанные из него, можно было встретить повсюду: им оплетали сосуды и пасхальные яйца, из него плели бахрому, которой украшали абажуры, занавеси и скатерти, им обшивали детали платьев и накидок. Украшения из бисера с удовольствием носили и городские модницы и простые деревенские девушки.
В России мастеров бисероплетения готовили не только в сельских кустарных мастерских, но и в Петербургской школе народного искусства, и школах художественных рукоделий многих губерний России. После революции все школы и мастерские были закрыты. Конечно, оставались мастера, умеющие и любящие создавать из бисера прекрасные изделия, но большинство людей не знали или забыли о существовании такого вида искусства. В середине 20 века казалось, что оно ушло в прошлое, но начиная с 70-х годов бисероплетение стало потихоньку возрождаться. В 90-е годы 20 века оно уже было одним из самых любимых и популярных народных промыслов.
На уроке технологии мы учили некоторые приемы бисероплетения. Мне занятия очень понравились, и я решила сплести какое-нибудь украшение своими руками. К тому же такое украшение стало очень модным.
И так цель ясна:
- Изготовит украшение в технике бисероплетение.
Исходя из цели, вытекают задачи:
- Разработать план изготовления изделия,
- Выбрать материал,
- Разработать дизайн изделия,
- Изготовить украшение,
- Провести анализ изделия.
План работы
Прежде чем приступит к работе необходимо всегда разработать план воплощения проекта в жизнь.
План работы по изготовлению украшения
1. Обоснование проблемы,
2. Анализ идей и обоснование.
2.1. Разработка вариантов украшения
2.2. Виды плетения
2.3. Выбор наиболее оптимального варианта, отвечающего всем предъявляемым требованиям.
3. Выбор материала
4. Разработка технологической карты на изготовление изделия,
5. Изготовление самого изделия.
6. Анализ полученного результата.
7. Составление рекламы на изделие.
8. Экономический расчет.
9. Подведение итогов.
Анализ идей и обоснование.
Сначала нам необходимо выбрать украшении, которое мы собираемся изготовить. Для этого мы рассмотрели несколько вариантов украшений. Так как я только научилась некоторым приемам бисероплетения, для своего проекта я выбрала более простое украшение – кулон «Кельты». Техника плетения такого кулона проста. Затрата материала минимальная. Но по своему эстетическому оформлению он ничуть не уступает другим сложным и трудоемким изделиям. К тому же, кулон содержит в себе некоторые народные традиции, что мне показалось очень интересным и необычным. По своему цветовому решению кулон также оригинален. Он не слишком ярок и бросок, что позволяет такое украшение носить в школу.Разработка вариантов украшений.
Традиционные виды плетения
Рис 1. Цепочка в крестик
Рис 2.Цветочки из шести лепестков
Рис 3. Цветочки из восьми лепестков
Рис 4. Цепочка восьмёрка
Рис 5. Цепочка "соты"
Рис 6. Подплетение
Рис 7. Цепочка "мозайка"
Рис 8. Косое плетение
Рис 9. Шнур квадратного плетения
Рис 10. Шнур "мозайка"
Рис 11. Шнур "спираль "
2.3 Выбор плетения:
Материалы и инструменты
• Бисер – мелкие шарики, цилиндрики, многогранники из стекла, металла, пластмассы или кости (до 2 мм) со сквозными отверстиями для низания:
- круглый
- рубка (короткие трубочки)
- косая рубка
- богемский (граненый)
- «новый дизайн» (отверстие не по центру, а смещено)
• Стеклярус – трубочки из цветного стекла:
- обычный
- витой
- гранёный
• Бусины – крупный бисер (более 2 мм):
- кристаллы (граненые бусины)
- рис (вытянутые бусины)
- рустикальные (из камней и янтаря, неправильной формы)
- «жемчуг» (с перламутровым покрытием)
• Нити:
- толстые (прочны и упруги, но сильно заметны)
- из синтетических волокон (долго сохраняют прочность, красивы, но не упруги)
- из натуральных волокон (приятны в работе, не скользят, но недостаточно прочны и долговечны)
- армированные с лавсаном (сочетают в себе достоинства натуральных волокон и прочность синтетики)
• Леска (прочна, прозрачна, но не очень упруга, легко коробится)
• Проволока (достаточно тонкая, ровная, без заломов)
• Иглы (тонкие, проходящие через отверстия в бусинках)
• Застёжки (замки):
- овальные пружинные
- круглые пружинные
- кнопочные
- винтовые
- раздвижные (коробчатые)
- замки Картье
- застёжки для клипс
- пуссеты (гвоздики)
- швензы (дужки)
- креолы (разомкнутые кольца с замочком).
Технология изготовления изделия:
№
Последовательность выполнения работы
Эскиз
Инструменты и материал
1
Завяжите нить для макраме «простым узлом» на расстоянии 35 см от ее начала.
Нить для макраме
2
Наденьте на нить макраме 31 бисерину( цвет бисерин должен соответствовать выбранному вами рисунку). Закрепите нанизанные бисерины «простым» узлом, узел не затягивайте.
1.Нить для макраме.
2. Бисерины
3
Вденьте нитку для бисероплетения удобной длины в иглу( рекомендуемая длина 1,5 м). Проденьте нитку для бисероплетения через набранные на нить для макраме бисерины
1.Игла.
2.Нитка для бисероплетения.
4
Закрепите нитку для бисероплетения в узле нити для макраме, оставив конец длиной 15 см.
Нитка для бисероплетения
5
Сплетите кулон методом «гобеленового плетения», нанизывая бисерины в соответствии с рисунком. Для удлинения нитки для бисероплетения возьмите новую нитку, завяжите концы новой и старой нитки «простым» узлом, протяните их через бисерины и спрячьте в изделии.
1.Нитка для бисероплетения.
2.Бисерины.
3. Ножницы
6
Закончив плетение, пройдите ниткой через бисерины последнего ряда и боковой стороны кулона к оставленному ранее концу нитки, завяжите обе нитки узлом. Пропустите нитки через 2 бисерины первого ряда. Оставшиеся концы ниток отрежьте.
1.Игла.
2.Нитка для бисероплетения.
3. Ножницы
7
Наденьте на концы нитей для макраме по 5 бисерин, чередуя светлые и темные бисерины. Завяжите концы нитей узлом «восьмерка». Зафиксируйте набранные бисерины на концах нитей узлом «восьмерка». Концы нитей отрежьте.
Бисерины
Ножницы
Экономический расчет