В связи с Отечественной войной 1812 года гонение за модой стихло. Большинство мужчин одело военный мундир или форму ополченцев. С окончанием войны постепенно восстанавливается мирная жизнь и вместе с нею вновь повышается интерес к модам. В эти годы наблюдается большое разнообразие в мужских костюмах. Наряду с фраками разной длины и разного покроя встречается много мужчин в русских кафтанах и поддевках. Все чаще появляются широкие панталоны с гульфиком впереди, сверху сапог или при башмаках на балах.
В дальнейшем, за исключением некоторой части стариков, короткие панталоны - кюлоты носят с фраком лишь на особо парадных балах и при дворе.
В 1820-х годах несколько большее распространение получает сюртук, он превращается в "законно утвержденный " дневной костюм. Хотя сюртук удобнее фрака, он все же еще в течение долгого времени встречается значительно реже фрака. Он считается более скромной одеждой, в которой неудобно пойти вечером в гости или в театр, в то время как фрак можно носить всегда.
Городской костюм 1830-1850 годов.
В эти годы одежда в России сохраняет свой, до известной степени сословный характер, сложившийся еще в 18 веке, именно поэтому манера одеваться характеризует не только личный вкус и имущественное положение людей, но особенно у мужчин, указывает на принадлежность их к тому или иному сословию, к той или иной прослойке общества, с ее идеологией или "направлением, как было принято тогда выражаться.
Европейское платье было принято только частью городского населения,так называемыми "образованными сословиями".Поэтому само отношение к модному костюму расценивалось как показатель степени культуры городского жителя.
Если оставить в стороне мундирное платье, то, как общее правило,дворянство,разночинная интеллигенция и часть культурного купечества одевались по модам,которые время от времени изменялись. Основная же масса народа (крестьянство, мещане, купечество) одевалась в русское национальное платье, либо сохраняя его традиционный покрой, либо добавляя к нему кое-какие детали модного костюма. В некоторых купеческих и мещанских семьях, в которых мужчины и пожилые женщины носили русское платье,молодые женщины и девушки одевались по моде.
Платья модного покроя шили себе также работающие в больших городах швеи, модистки, продавщицы в модных магазинах.
Платье, сшитое по модным картинкам, далеко не везде однообразно не только потому, что благоразумные люди не меняют свои костюмы при каждом изменении моды ,а носят их продолжительное время, но и потому, что, кроме общей моды существует еще и местная мода, тоже налагающая свой отпечаток на одежду.
Резко отличаются по внешнему облику жители Петербурга и Москвы. Петербург наблюдает большое приличие в своей одежде,не люби пестрых цветов и никаких резких и дерзких отступлений от моды,зато Москва требует, если уже пошло на моду, чтобы во всей форме была мода, если талия длинна, то она пускает ее еще длинее, если отвороты фрака велики, то у ней как сарайные двери"-, говорит Н.В.Гоголь(ПСС т.8,стр 178,М.,издательство Академии Наук,1952г.)
Чрезвычайно своеобразно отношение властей к бородам, усам и длинным волосам. Они были категорически запрещены гражданским чиновникам и учащимся. "Благонамеренные люди", даже нигде не служившие, брили усы и бороду и стригли волосы, невзирая на моду. Усы были в эти годы привилегией одних офицеров, длинные волосы считались явным признаком вольнодумства, а ношение бороды не вызывало подозрения в либерализме только у купцов, мещан и крестьян, одевавшихся по -русски.
В течение многих лет борода и усы были на "полулегальном положении". Их носили, но старались не попадаться на глаза своему высшему начальству, особенно императору. Запрещение носить бороду и усы было предано забвению лишь с воцарением Александра 3 (1881),который сам носил бороду.
Женский костюм.
Облегающий лиф при покатой линии плеч и тонкой талии и юбка, расширяющаяся книзу, наподобие колокола, -характерные черты мод 1830-1840-х годов. За это время силуэт женской фигуры резко меняется только один раз, когда во второй половине 1830-х годов выходят из моды чрезвычайно широкие буфы рукавов, ставшие столь привычными за десятилетие своего существования.
Благодаря этим буфам, посаженным немного ниже плеча, стянутая талия казалась очень тонкой. При новой моде, разрешавшей лишь маленькие буфы у локтя или один буф внизу рукава - от локтя до кисти руки, пришлось несколько удлинить талию и носить юбки с большим количеством сборок на бедрах, чтобы талия казалась столь же тонкой, как и раньше.
В 1840-х годах мода предписывает большую строгость линий, юбка платья удлиняется до пола, что увеличивает рост и делает фигуру более стройной, вновь появляется шлейф.
С середины десятилетия основные модные изменения касаются расширения юбки и фасона длинных рукавов. Узкие рукава с белым манжетом у запястья сменяются к концу 1840-х годов расширяющимся книзу и не доходящим до кисти рукавом, под который поддевают белые подрукавники.
Материи платьев и верхней одежды в эти десятилетия чрезвычайно разнообразны. Носят легкие и тяжелые ткани и одноцветные, и переливающиеся двумя-тремя цветами, и узорчатые, полосатые, клетчатые.
В 1833 году розовый цвет господствует над другими. Розовые платья носят с черной и белой отделкой, а позже и с зеленой. К концу десятилетия в моде более темные оттенки всех цветов. Весной 1840 года любимые цвета - палевый и зеленый, а в 1842 -серые пепельные. Мягкое сочетание цветов чрезвычайно характерно для этого времени. В 1845 году весь Петербург ходит в клетчатом.
В 1849-м году журналы рекомендуют преимущественно темные и средние оттенки, даже розовый цвет стал темным. Носят плотные ткани, бархат гладкий, тисненый и клетчатый, атлас не выходивший из употребления все эти годы, сукно, для бальных туалетов также парчу, затканную большими цветами, и штофы со "странными вавилонами", т.е. со сложным узором. В Петербурге самым модным цветом остается розовый, хотя в Париже последняя новинка "синий наполеоновский".
Богато убранные всевозможной отделкой платья 1830-х сменяются в первой половине 1840-х годов более строгими и скромными туалетами, но к концу этого десятилетия вновь и надолго возвращаются к пышной отделке платьев и верхних вещей широким кружевом, аграмантом, вышивкой.
Для 1830-1840-х годов остается в силе обычай, по которому молодые девушки одеваются значительно скромней замужних дам. Девушки носят много белых платьев, избегают ярких цветов и не шьют платья из тяжелых тканей.
Мужской костюм.
На протяжении 1830-1840-х годов покрой мужского костюма менялся три раза.
До середины 1830-х годов для него характерны перешедшие от 1820-х годов очень высокие и жесткие стояче-отложные воротники, рукава с буфом у плеча, узкие от локтя до кисти, и несколько заниженная талия. Панталоны, умеренно широкие вверху, сужаются у колена и вновь расширяются книзу, а бальные панталоны облегают всю ногу.
Во второй половине 1830-х годов воротники делают мягче и немного ниже, буфы на рукавах уменьшаются, линия талии несколько повышается.
К началу 1840-х годов буф исчезает, рукав пришивают вгладь у края плеча(пройма несколько увеличивается),воротники и отвороты лежат плоско или же образуют мягкую прилегающую шаль, линия талии проходит на нормальном уровне "по росту" или немного выше.
С 1846 года талия вновь снижается, полы сюртука и фалды фрака укорачиваются(не доходят до уровня колен на 20-25 см),панталоны шьют без выемки у колена, они спадают прямо или сужаются книзу.
В эти десятилетия верхнюю одежду: рединготы(пальто), шинели, бекеши и плащи, а также шубы носят длиной до щиколотки, а теплые сюртуки с пелеринками или капюшоном, появившиеся в конце 1830-х годов, и теплые пальто-сюртуки 1840-х годов длиной до колен.
Меняется также цветовая гамма костюма. В 1830-х годах цветная одежда имеет более яркие краски, контрасты цветов фрака или сюртука, жилета с поджилетником и панталон резче. В 1840-х годах преобладают более спокойные сочетания цветов, постепенно исчезает многокрасочность костюма и к исходу 1840-х годов изредка появляются костюмы, в которых все три части сшиты из одной материи.
Одновременно встречаются сюртуки и фраки с высокой и низкой талией, с длинными и короткими фалдами и полами. С буфами и без буфов на рукавах. Только заправские щеголи точно следуют модной картинке.
В эти годы, как и ранее, сюртук считается повседневной одеждой. Его носят дома, в нем принимают визиты "запросто", выходят на улицу, в сюртуке навещают приятелей, ездят в свой клуб. Но для официального или "светского" визита(днем),для приема приглашенных гостей, для званого обеда, посещения вечера или бала, принято надевать фрак. Обычай разрешает носить вместо сюртука фрак в любое время дня при любых обстоятельствах, поэтому небогатые молодые люди приобретают в первую очередь фрак.
Гражданский вицмундир - повседневная форма чиновников, число которых в эти годы значительно увеличивается, также имеет покрой фрака. Вицмундирный фрак, вид и цвет которого установлены специальным законом в 1834 году, отличается от партикулярного цветного фрака лишь определенным оттенком темно-зеленого или темно-синего сукна и гербовыми пуговицами, а в 1840-х годах еще сохраняющимся на вицмундирах буфчатым рукавом.
Постепенно, к концу 1830-х годов, фрак надевают уже только в торжественных случаях, а обычно носят черный или цветной сюртук. Нарядные сюртуки шьют с большими отворотами и более широким воротником.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Наиболее интересным периодом в истории развития русского городского костюма является насыщенное событиями столетие (1750-1840-е годы).Это эпоха пышного правления Екатерины Великой,смелые веяния из революционной Франции не только в общественном мнении,но и в одежде,консерватизм Павла 1,патриотизм во время Отечественной войны 1812 года,расцвет романтизма в русской литературе и искусстве 2-ой четверти 19 века. Представить,как выглядела одежда в эти годы,можно прочитав произведения Пушкина,Лермонтова,Гоголя,Лажечникова,Фонвизина и других писателей.Но можно все это увидеть и на картинах русских художников:Рокотова, Левицкого,Тропинина,Брюллова,Федотова.