2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности — чувство «мы»;
Однако солидарность между «нашими» может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности предполагает существование представителей кругов — «они». Поэтому функция по интегрирования имеет своей обратной стороной дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям. История свидетельствует, что культурные различия между сообществами нередко становились причиной противостояния и вражды.
Интегративная функция культуры также состоит в том, что культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа, как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.
Многие философы обращали внимание на важность интегративной функции культуры. Например, немецкий просветитель И. Г. Гердер (1744 - 1803) рассматривал культуру как способ взаимосвязи отдельного человека и общества, как средство сплочения людей в единый социальный организм. Аналогичные идеи высказывал П. А. Сорокин (1889 - 1968). Он считал, что культура связывает личность и общество. Английский философ А. Н. Уайтхед (1861 - 1947) исследовал вопрос о роли культурных символов в социальной интеграции. По его мнению, культурные символы помогают людям объединяться в социальные и этнические группы. К таким интегрирующим культурным символам Уайтхед относил национальный флаг и герб. Он обратил серьезное внимание на энергетику символа. Символы могут оказывать на людей чрезвычайно сильное, порой магическое воздействие и даже способствовать культивированию фанатизма. В этой связи можно указать, например, на ту объединительную роль, которую играет в христианском мире крест как символ страданий Христа или свастика в системе фашистской идеологии.
Идеи Уайтхеда получают дальнейшее развитие в теории символического интеракционизме (взаимодействия). Сторонники этой теории обращают внимание на то, что символикой пронизаны все формы общественной деятельности, хотя и в разной степени. Так, религия и политика в большей мере подвержены символизации, чем экономика. Молитвы, кресты, ритуалы - в одной сфере, флаги, лозунги и митинги - в другой. Это примеры проявления символического взаимодействия. Человек соотносит себя с большим или малым коллективом через подключение знаковых средств.
3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуникации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает средства общения -знаковые системы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди получил и необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и технических символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и распространением информации.
4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональный состав» общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поколение благодаря социализации. Кроме того, культура - один из важных факторов структурирования общества. Она участвует в формировании социальной структуры. Как образ жизни в целом, так и различные сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусы, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, профессиональное и социальное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения. Например, средневековый рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, от него требовалась физическая сила, мужество, верность своим обязательствам и благородство по отношению к противнику. Конечно, как и всякий идеал, он не всегда согласовывался с жизнью.
Переход от воинских доблестей к придворной жизни привел к заметным изменениям и в нормах поведения. Теперь ценились уже не сила и мужество, а изящество манер, галантное обращение с женщинами, искусство этикета. Можно сказать, что дворянская этика вырождается в этикет - сложную, разработанную до деталей систему условных, формальных правил и манер поведения, предназначенных для общения в узком, аристократическом круге лиц. Искусство этикета было более важным отличительным признаком аристократа, чем любые юридические документы, удостоверявшие его сословную принадлежность. Высшего расцвета этикет достигает при французском дворе в правление Людовика XIV.
В дальнейшем сформировался идеал благородного человека, джентльмена. Для него не имеет особого значения сила и внешняя красота, великолепие одежды и воинские доблести. Их заменили хорошее воспитание, достойные манеры, образование, полученное в закрытой школе, грамотная речь, владение другими языками. Описание носителей этого типа культуры можно найти в книгах У. Теккерея, в первой главе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин
По мнению Г.В. Драча, культура - как многофункциональная система, имеет еще одну очень важную функцию - трансляцию (передачу) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта отпоколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями. 5. В качестве особой некоторые культурологи выделяют эвристическую функцию культуры. Она заключается в следующем. Творчество: научное, техническое, управленческое невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального настроя. Культура, в частности, художественная культура, способствует развитию этих важнейших факторов творческой деятельности. Художественная культура помогает и развитию таких черт творческого мышления, как гибкость, ассоциативность, способность по-новому увидеть обычное. Не случайно А. Эйнштейн сказал: "Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаус". В нашей печати в "Литературной газете" сообщалось о своеобразном эксперименте, проведенном в США. Группа администраторов одной компании освобождалась от профессиональной деятельности и в течение десяти месяцев осуществляла гуманитарную программу, в которой большое место занимало искусство (чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, концертов). Это очень положительно сказалось на их профессиональной активности, их действия стали более творческими, нестандартными.