Критские города и дворцы были разрушены в середине II тысячелетия до н.э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском море и вызванного им землетрясения. Господство в Эгейском бассейне перешло к ахейцам, жившим в городах-крепостях материковой Греции. Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. [5]
ІІ. Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов. Особенности полисной организации и мировоззрение древних греков
(космологизм, антропоцентризм, гармония и мера).
Древнегреческая цивилизация делится на три периода: [1]
1. Доклассический;
2. Классический;
3. Эллинистический.
Доклассический период.
Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000—1600 годах до н. э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.
Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом», стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека, то и дело достраивался, перестраивался, и в конце концов превратился в маленький самостоятельный город. Огромный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кв. м. Центром был главный двор, он связывал многочисленные помещения дворца и служил для них световым колодцем. [6]
Кносский дворец имел четыре этажа. В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия. Рядом помещались склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выделены помещения для дворцовой прислуги и рабочих царских мастерских, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек.
Парадные залы дворца были расположены по преимуществу в верхних этажах, «вязанных с нижними целой системой лестниц. Самым крупным являлся так называемый зал Двойного топора, большой тронный зал, предназначенный для церемоний государственного и культового значения. Рядом с ним размещались покои царицы, имевшей собственные апартаменты, зал для приемов и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца, как и вообще всех крупных критских домов, являлись ванная и комната для купанья. Для спуска дождевых и сточных вод существовала система канализации. Вода для ванны, купален и бассейнов подавалась по керамическим трубам из источника, находившегося вне дворца.
В центре критских городов, вблизи дворца-резиденции правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Неподалеку находилась зрелищная площадка с ведущими к ней лестницами. Кносская аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже — приемные комнаты и домавднее святилище, в верхних этажах — жилые помещения. Окна обычно располагали в верхних этажах домов и лишь изредка — в нижних. Здание строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены Покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной. Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изображениями и цветными рельефами в штукатурке. [7]
Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Санитарное состояние городов было довольно хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища.
На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Из бронзы критские мастера делали оружие (клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки). Предметы роскоши в обиходе царфр и знати, а тацре культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра.
Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных Сосудов, вечати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными рисунками. Глубокое восхищение у специалистов вызывают хрисоэлефантинные скульптуры критян, т. е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.
Гончарное ремесло начало развиваться после введения в конце III тысячелетия гончарного круга. Качество глиняного теста и искусство гончара достигли наивысшего развития в так называемых яичных скорлупах — небольших чашечках с очень тонкими стенками и вазах стиля «камарес». Наряду с большими пифосами (сосудами для хранения жидкостей и сыпучих тел высотою до 2,5 м) критские гончары изготовляли малые сосуды типа кубков, ваз для фруктов, фигурных сосудов,, сосудов с носиками и чашек. Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В росписи ваз преобладали геометрические узоры, которые исполнялись кривыми и волнистыми линиями в виде спирали и лепестков.
Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных предметов домашнего обихода.
Монументальная скульптура в критском искусстве не играла большой роли. Значительно большее значение имела мелкая пластика. К эпохе расцвета Критского государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рельефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с теленком.
Классический период.
Временем наивысшего подъема греческой культуры считается V в. до н. э. Сформировавшийся полис с его четкими тенденциями к демократии и вместе с тем живучестью аристократических этических представлений создавал ту идейную почву, на которой расцветала греческая культура классической эпохи. [2]
Новые тенденции хорошо прослеживаются в градостроительстве. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием Удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику. Видимо, в V в. до н. э. жил создатель теории регулярной планировки города Гипподам. Под влиянием его идей были спланированы Олинф и восстановленный после персидского разгрома Милет. Теория Гипподама не сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересекающимися под прямым углом улицами. Она включала в себя также идею членения городской территории на несколько районов, различавшихся по функциям общественный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленная зоны.
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в до н. э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества величественные храмы в г Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости. [4]
Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе Разрушенный персами в 480 г до н. э., он заново отстраивался в течение всего V в до н. э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин Он включал ряд сооружений парадные ворота - Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышались Эрехтейон и главный храм Афин - Парфенон.
Скульптура и живопись Греции V в до н. э. развивали традиции предшествующего времени Основными оставались изображения богов и героев - покровителей полиса и «идеальных» граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» - подобия - как основной эстетической категории Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, статуи становятся более реалистическими Развитие скульптуры связано в V в. до н. э. с именами трех прославленных мастеров - Мирона, Поликлета и Фидия. [6]
Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол» - атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения - любимая тема Мирона. В другом известном произведении - группе Афины и Марсия - скульптор обращается к хорошо известному каждому греку мифу: Афина изобрела флейту, но, увидев, как обезобразилось ее лицо во время игры, в гневе бросила ее, прокляв каждого, кто будет на ней играть. Мирон изобразил, как, уходя, Афина услышала шум и полуобернулась - лесное божество силен Марсий, подкравшийся к флейте, отшатнулся, испуганный проклятием Афины. Скульптор показал борьбу двух начал Афины~~ воплощения разумности и ясности - и Марсия - стихийности, фигура богини стройна, линии ее тела плавны, движения же Марсия порывисты. Созданные Мироном изображения животных также вызывали восхищение современников. Сохранились, например, более тридцати эпиграмм на знаменитую бронзовую статую телки из Афин. Вот одна из них: