Дальше паси свое стадо, пастух, чтобы тёлку Мирона
Как живую тебе с прочим скотом не угнать.
В творчестве Поликлета ведущая тема - изображение атлетов, которые воспринимались как воплощение лучших черт гражданина. Наиболее известны «Дорифор» и «Диадумен». Дорифор - могучий воин с копьем, воплощение спокойного достоинства, Диадумен - стройный юноша, увенчивающий себя повязкой победителя в соревнованиях.
Величие, отрешенность, неземная красота - характерные черты произведений Фидия. Выше уже говорилось о скульптурных произведениях, созданных - Фидием в Афинах. Сами греки считали величайшим творением Фидия статую Зевса Олимпийского, помещенную в его храме в Олимпии. Она была изготовлена в той же технике, что и статуя Афины на Акрополе: обнаженную по пояс фигуру, сделанную из дерева, покрывали пластины слоновой кости, одежду - золотые листы. Сидящий на троне Зевс, в правой руке держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - жезл. Фидиеву статую Зевса древние причислили к чудесам света.
Тенденция к реалистическому изображению человека видна и в живописи V в. до н.э. С именем Полигнота и Аполлодора Афинского связаны ее важнейшие достижения. Полигнот создавал многофигурные композиции, стремясь передать глубину пространства, объемность фигур Аполлодор открыл эффект светотени, положив начало живописи в современном смысле слова.
В греческой вазописи V в. до н. э. преобладает краснофигурный стиль Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В отличие от чернофигурных ваз, обладавших обычно довольно богатой полихромией, красочная гамма краснофигурных ваз в основном двухцветна. [3]
В росписи краснофигурных ваз окончательно преодолевается старая система поясов, и чаще всего роспись представляет теперь единую композицию из нескольких фигур, мифологическую или бытовую сцену. Новые философские и моральные идеи, искания, находившие воплощение в различной трактовке всем хорошо известных мифов, в творениях прославленных трагиков, воздействовали и на искусство, в том числе вазопись. Трактовка мифологических сюжетов углубляется, и если ранее роспись, прежде всего, подчинялась форме сосуда, то теперь она становится самодовлеющей.
Более частыми стали изображения бытовых сцен. Это и трогательные сцены прощания с близкими воинов, уходящих в поход, и разнообразные картины мирного быта многочисленные изображения юношей-атлетов, сцены пира, Девушки, занятые туалетом. При всем разнообразии сюжетов везде господствует человек как основная тема художника. Одним из крупнейших аттических вазописцев был Евфроний, в творчестве которого большое место занимали жанровые сцены. Как бы желая вдохнуть жизнь в своих персонажей, он писал около каждого произнесенные им слова. Замечательный образец такого рода росписи хранится в Эрмитаже. Глядя вверх на летящую ласточку и указывая на нее рукой, юноша говорит: «Смотри: ласточка!» Сидящий рядом с ним мужчина, повернувшись, чтобы увидеть птицу, подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом!» А мальчик, подняв руку, восклицает: «Вот она!» И мужчина завершает разговор: «Уже весна». Некоторые вазописцы того времени испытали влияние Полигнота, и их росписи позволяют судить о стиле этого прославленного художника.
Греческая литература также переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях - Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в знатных родах в силу их божественного происхождения. Его эпиникии становятся как бы исповеданием аристократического мировоззрения.
V век до н.э. - время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия - это борьба, и люди, которые ведут ее, мужественны, утверждая безграничные способности человека противостоять несчастьям во имя других людей, и, прежде всего своего народа. Трагический герой борется с разными препятствиями, мешающими свободному развитию личности, он восстает против несправедливости, выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить в людях мужество, помочь им жить. Борьба героя тяжела и трагична, препятствия, которые предстоит ему преодолеть, воздвигнуты на его пути роком - силой, против которой он беспомощен. Но он вступает в эту борьбу и ведет ее. Трагический герой чаще всего обречен на гибель, но его гибель вызывает не отчаяние, не ужас, а восхищение и веру в силы человека, в величие его духа. В этом - непреходящая ценность древнегреческой трагедии. [2]
Развитие древнегреческой трагедии связано с именами трех крупнейших драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Хотя в трагедиях действующими лицами были, как правило, боги и герои, их проблематика обычно остросовременная, мифологический сюжет служит лишь формой для выражения борьбы идей. Так, в трилогии «Орестея» Эсхила описываются события, происходившие в Микенах после окончания Троянской войны, однако для афинского зрителя важны те политические идеи, которые хотел выразить автор. Он, например, прославлял Ареопаг, что в условиях политической борьбы того времени означало антидемократизм позиции драматурга.
Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии - Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет - мир. Аристофан - противник войны, всю силу блестящего таланта отдавший борьбе за мир. Герой одной из его комедий - «Ахарняне» - Дикеополь (Справедливый Гражданин) заключает для себя мир с соседними полисами и блаженствует, в то время как хвастливый воин Ламах страдает от тягот войны.
Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера - нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных одеждах, в обуви на толстой подошве (котурны), что увеличивало их рост; лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа. Комические актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.
В отличие от современного театра в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и танцевали сами граждане, для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простые декорации. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом. [1]
Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца, носили характер соревнований. К состязаниям допускались три трагических поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить три трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей определяли специальные судьи.
В V в до н. э. создавали свои труды два крупнейших греческих историка - Геродот и Фукидид. Творчество Геродота было подготовлено деятельностью логографов. Его справедливо называют «отцом истории», хотя не менее справедливо было бы назвать его и «отцом географии» Свою основную задачу он видел в том, чтобы рассказать о величайшем событии своего времени - войнах греков с персами. Но Персидское государство включало тогда многие земли и многие народы Передней Азии - от Эгейского моря до Западной Индии. Поэтому Геродот обращается к этим народам, он хочет узнать и поведать о них все Это и побудило Геродота предпослать собственно истории грекоперсидских войн исследования обо всех народах, напавших на Грецию, о которых греки, его сограждане, знали мало. Геродота интересовала не только собственно история, любознательность вела его и к тому, что мы называем географией и этнографией. [5]
Развитие историографии в этот период характеризуется усилением рационалистического начала, стремлением выявить реальные причины происшедшего. Особенно отчетливо это прослеживается у Фукидида. Труд Фукидида - это современная ему история Пелопоннесской войны, только в самом начале своего сочинения он дает очень краткий очерк истории Греции с древнейших времен. Источники Фукидида обширны. Сам участник войны, он приводит подлинные тексты договоров, надписи, а его личная жизнь сложилась так, что он смог ознакомиться с материалами, происходящими из обоих борющихся лагерей. Он собирал сведения от участников описываемых событий и от лиц, близко к ним стоявших. Фукидида можно считать родоначальником исторической критики.
Сложная эволюция происходит в философской мысли Древней Греции. На рубеже архаической и классической эпох творил Гераклит Эфесский, в трудах которого нашли завершение искания натурфилософов предыдущего времени. Основное в концепции Гераклита - утверждение, что высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о присущей материи закономерности.