Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341—270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура —живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 — ок. 262 до н. э,), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи — знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди— граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения.
Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), достигшего совершенства в использовании эффектов светотени и графической перспективы. Характерные черты скульптуры того времени — интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Колосс Родосский — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.
Несмотря на региональные и культурные различия античная культура обладала определенной целостностью. Единство выражалось не только в общности интересов и необходимости объединения против общего врага, но и в едином мировосприятии, в характерных особенностях всей античной культуры.
Во-первых, античная культура отличается космологичностью. Космос противостоит Хаосу своим совершенством и упорядоченностью, своей красотой. Сама по себе красота заключена в природе, поэтому подражать ей следовало всем без исключения художникам. Так складывались эстетические категории, тесно связанные между собой, исходящие из космологичности мышления в пронизывающие всю античную культуру, все искусство: красота, гармония, мера. [1]
Красота, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем мире. Красота в понимании древних греков есть соразмерность, органичность, гармоничность.
Мера — исходный принцип существования чего-либо определенного. По словам Демокрита, «прекрасное есть надлежащая мера во всем». Понятие меры должно быть присуще не только людям, занимающимся искусством, но и политикам и философам.
Как основная черта бытия особо выделялось понятие гармонии как выражения чувства меры, единства в многообразии, как «внутренняя природа вещей». Мера есть наивысшее выражение гармонии. Образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония общества и человека.
Во-вторых, античную культуру объединял антропоцентризм. Лучшее определение антропоцентризма заключено в словах Протагора: «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей». Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком. Сопоставление макрокосма — Вселенной и микрокосма — человека предполагало гармонию существования. Поэтому для древнегреческой культуры был свойственен поиск «пропорции связи вещей», математических законов красоты и гармонии, поиск идеала человеческого тела и духа. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате чего выявились идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры, установлены правила пропорционального соотношения его частей. Предполагается, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Тело, прекрасное само по себе, было лишь частью гармонической личности. Идеал, к которому должен был стремиться каждый гражданин полиса, — калокагатия. Прекрасный и хороший человек соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное совершенство. Это положение определяет «телесный» характер культуры Древней Греции. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой, т. е. достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием, воспитанием. [6]
Культ тела определялся и более прагматическими причинами: ловкость, сила были необходимы для защитника отечества, т. е. для военных целей.
Соотнесение природных объектов с человеческим телом определило отношение греков к земной жизни: любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения. Культ тела повлиял на совершенно особенное отношение к наготе, а само тело стало мерилом всех форм греческой культуры: философия, математика, скульптура и архитектура, поэзия и драма, даже риторика определяли человека своим критерием.
В-третьих, общим в культуре античной Греции была состязательность. Эта черта была порождена полисным характером культуры. Состязательность характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания спортивные, конные, художественные — поэтические и музыкальные, состязания философов и т. п. [7]
Агон (состязание, борьба) олицетворял характерную черту свободного грека, гражданина полиса: его личные заслуги и качества проявлялись только тогда, когда выражали идеи и ценности городского коллектива.
Состязательный характер античной культуры проявляется и в таких ее чертах, как праздничность, зрелищность, красочность. Праздники сопровождали все состязания и сельскохозяйственные работы и являлись неотъемлемой частью социальной жизни древних греков.
ІІІ. Искусство Древней Греции. Пластика как ведущее средство формообразования в искусстве. Основные достижения древнегреческой культуры
Роль Древнегреческой цивилизации в истории человечества велика, сложна и многопланова. Это был не только мощный цивилизационный прорыв. Древняя Греция выступила своеобразной исторической мастерской, где были созданы многие заготовки, получившие свою дальнейшую обработку и совершенствование в пределах последующих цивилизаций. Демократия и частная собственность, свобода человека т гражданский долг, материализм и идеализм все эти важнейшие составляющие современного цивилизационного развития родились в Древней Греции. Не случайно, в истории Европы понятие возрождение связано с Античностью, с Древнегреческой цивилизацией. Люди последующих веков искали в ней точку опоры для дальнейшего развития духовного мира человека, науки и культуры, ибо важнейшее достижение Древнегреческой цивилизации расцвет человеческой личности. Именно греческому философу Протагору принадлежат слова: Человек мера всех вещей.
Парадокс истории в том, что, опираясь на рабство, Древнегреческая цивилизация впервые дала образец свободного человека и свободной организации человеческой общности. Города-государства существовали и до Древней Греции. Но именно греки, как бы сделав шаг назад от власти царей, обратно к общинному устройству сумели создать демократические сообщества-полисы, дали те образцы демократического самоопределения людей, которые позже служили предметом изучения для тех, кто задумывался о более справедливом устройстве общества.
Именно первому в истории свободному сообществу греков мы обязаны появлением научного мышления как типа миропонимания. Греки создали основы философской науки в ее диалектическом единстве идеалистического и материалистического взгляда на мир. Именно они, осознав значимость прошлого для настоящего и будущего, создали науку историю. Этика и география, психология и тригонометрия, физика и анатомия эти и многие другие науки обязаны древним грекам не только своим рождением, но и своими названиями. Древняя Греция родина многих концептуальных идей, ставших сегодня научной истиной: атомарное строение материи, вращение Земли вокруг своей оси, планет вокруг Солнца и др. Но в наш сегодняшний мир вошли и многие их конкретные изобретения. Трудно поверить, но первый будильник изобрел Платон, а современный счетчик такси имеет своим прообразом механизм, созданный александрийским механиком Годоном.
Уникален вклад Древней Греции в мировую культуру и искусство. Сегодня в наших магазинах рядом с книгами Толстого, Набокова, Хемингуэя можно увидеть Илиаду Гомера и стихи Сапфо. И мы воспринимаем их как естественную часть нашей современной культуры. Древняя Греция дала миру театр, жанры трагедии и комедии. Их лучшие образцы до сих пор не сходят со сцены, и многие поколения открывают в трагедиях Эсхила и Софокла, комедиях Аристофана свой сокровенный и сугубо современный им смысл. Архитектура, скульптура и живопись Древней Греции давно уже вошли в сокровищницу мировой культуры, в ряд ее высших образцов, к которым равно относятся и храм Афины-девы Парфенон, и Дискобол Мирона, и Афродита Киндская Праксителя, и Ника Самофракийская - символ ликующей победы. Говоря о древнегреческом искусстве, мы часто употребляем слово впервые. В первой половине V до н.э. живописец Полигонт первым преодолел архаическую плоскостность и скованность изображений. Его многофигурные композиции создавали иллюзию глубины пространства. Мирон первым в скульптуре сумел передать момент перехода тела от одного движения к другому. Первым живописцем в современном смысле слова, применившим светотень (основу, на которой развивалась живопись нового времени), был Аполлодор Афинский. Но, наверное, самое главное, что дала нам Древнегреческая цивилизация это тот идеал гармонической красоты человека, который при всем многообразии культуры последующих тысячелетий так и остался непревзойденным. Не скрывая от самих себя трагической изнанки бытия, греки обладали удивительной способностью радоваться жизни, видеть и воспевать ее красоту.