Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда, неответственное отношение к результату труда.
Подростки, имея возможность многообразного приложения своих способностей, получая удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, становятся уверенными в сегодняшнем дне и в своем будущем. Они начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве общества, начинают дорожить своей профессией. Все определяет социальную защищенность в обществе.
Идея выбора жизненного пути, выбора своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии должна стать основополагающей целью отрочества. Подростки, поняв глубинный смысл и ценность выбора, как самостоятельного интеллектуального и волевого акта, утверждающего собственное «Я», собственный почин, обретают самоидентичность и готовность взять на себя ответственность за свой выбор[4;347].
Творческая деятельность учащихся 6-7 классов
Подростковый этап изобразительной деятельности детей можно в целом характеризовать как аналитический. К 12-14 годам завершается созревание психофизиологической базы занятий изобразительным искусством. Многие важные функциональные показатели деятельности (работа глаз, способность к восприятию цвета, пространства и других аспектов видимого мира) приобретают вполне взрослые параметры. Становятся доступными и вызывают активный интерес технические аспекты художественного процесса. По существу, к концу подросткового возраста (к 7-8 классу) многие виды изобразительного искусства могут быть выделены на уровень относительно углубленной проработки.
В среднем возрасте на первый план выходит планомерное и систематическое изучение средств художественного языка с целью обеспечить способность школьников к художественному выражению явлений действительности.
В среднем возрасте работа над замыслом и решение выразительной задачи становятся тем стержнем, вокруг которого организуется постижение подростком способов изображения. Поэтому освоение грамоты является важным вспомогательным моментом в процессе продвижения подростка к созданию полноценного художественного продукта применительно к поставленной задаче. В то же время усвоение компонентов изобразительной грамоты становится в прямую зависимость от того, в какой мере владения ими обеспечивает возможность выражения.
Повышаются требования подростка к собственным работам (в основном с точки зрения соответствия их реальному виду). Повышается роль и ответственность систематического обучения.
Особенностью данного возраста следует считать повышенную активность в процессе изобразительной деятельности. Учащиеся многое хотят знать и еще больше – уметь. Причем «уметь» все больше приближается по своему характеру к законам художественного мастерства, специфически «взрослым» приемам художественной работы, требующим сложного профессионального оснащения.
В области практической деятельности создание правдоподобного, предметно-убедительного изображения, обогащенного деталями, является чрезвычайно характерной эстетической потребностью подростка.
Большие перспективы развертываются в подростковом возрасте в прикладной деятельности, причем не столько по линии изготовления предметов, сколько в связи с воспитанием культуры художественно-конструктивного решения, понимания подростками сложных отношений, возникающих в процессе создания вещи, между ее функцией, материалом и внешней формой. Воспитание художественно-конструктивного мышления ставит в качестве обязательной задачу взаимосвязи занятий изобразительным искусством и уроков труда [5;59].
Таким образом, отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения – со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.
Глава 2. Роль дизайна в создании современного костюма
2.1 История дизайна костюма
Большинство книг, посвященных истории костюма, начинается с описания одежд Древнего Египта. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века, что носят современные нам племена аборигенов Африки, Австралии.
Источники информации всевозможные – от наскальных рисунков, изображений на предметах обихода и культа, примитивных статуэток до величайших творений живописи и скульптуры, до массовой печати, телевидения, кинематографа. Исследователи не просто собирают сведения, а систематизируют их, «расставляют по полочкам», - и тогда находят ответы на самые разнообразные вопросы.
Скажем, так: имелись ли различия в одежде первобытных людей, или набедренные повязки из растений и звериные шкуры, предназначенные для защиты от холода, жары, ушибов и царапин, были одинаковыми. Оказывается, различия имелись. Уже тогда люди отличали более сильных, храбрых, удачливых, выделяя им лучшие шкуры, изготавливая особые украшения. У вождя племени, например, даже татуировка и раскраска тела были особенными.
С развитием человеческого общества, образованием государств, сменой исторических формаций костюм усложняется. Но из века в век в одежде с предельной четкостью отражается общественное положение людей разного достатка, разных сословий.
В наше время процесс демократизации костюма продолжается, причем сущность его не осталась не изменой. Это связано в первую очередь с образованием нового государства, демократического типа, где власть принадлежит народу.
Нельзя, конечно, прямо соединять развитие традиций народного костюма с народовластием, но, тем не менее, именно традиционный народный костюм разных стран мира является сейчас основным источником творческих идей для модельеров, успешно завоевывает все новые позиции в одежде для всех случаев жизни. Мода и развитие костюма в целом подчиняются не чьим-то пожеланиям и вкусам, а своим внутренним законам. В «золотой фонд» классических форм одежды попадает то, что отвечает требованиям удобства, универсальности, является наиболее функциональным, то есть соответствующим своему назначению.
Так что же такое костюм?
«Костюм» (французское costume – одеяние); им обозначают устойчивые, типичные, общепринятые формы одежды для данного народа, сословия эпохи.
Это свойство костюма особенно ярко проявляется на театральной сцене, в кинематографе.
Открывается занавес, и любой зритель может «прочитать» то, что сообщает ему художник спектакля или фильма образной речью декораций и костюмов. До начала действия мы угадываем, в какой стране происходят события, в какую эпоху, в какой общественной среде, в какое время года. По костюму можно определить профессию человека, городской он житель или сельский, «положительный» герой или «отрицательный», и многое другое.
Создание костюма для сцены – обширная, интересная область художественного творчества. Костюм на протяжении всей своей многотысячной истории всегда был именно произведением искусства, имеющем свои принципы художественной композиции, изменявшиеся в зависимости от эпохи со всеми ее, иногда мало изученными особенностями.
Рождаются ли идеи нового современного костюма в лабораториях великих модельеров или их подсказывает улица, прогресс создания моды, являющейся частью материальной культуры общества и отражающей мировоззренческие и эстетические взгляды людей, чрезвычайно сложен. Дизайнер, работающий над созданием новой формой костюма, выступает одновременно в нескольких качествах: он и художник – скульптор, живописец, прикладник, рождающий новую эстетику, он и конструктор технолог, способный довести свои замыслы до реализации в материале, он и психолог, помогающий людям отразить через одежду свои внутренние качества и обрести уверенность в себе, и даже, в какой-то мере, режиссер, предлагающий человеку – носителю костюма каждый раз новый образ, а вместе с ним и новую поведенческую роль [13;74].
2.2 Дизайн одежды – создание гармоничного образа
Во всём красивом, гармоничном есть созидающее начало, прогресс. А дисгармония ведёт к разрушению. Выбирая дизайн одежды, мы вносим баланс и гармонию в свой внутренний мир, свою жизнь.
Гармоничный внешний образ - своеобразный «слоёный пирог», включающий стиль одежды, причёску, макияж, силуэт и пропорции костюма, рисунок и фактуру ткани, цветовую гамму, украшения и аксессуары. А связывает все эти слои личность человека, его индивидуальность. Гармоничный человек, прежде всего цельный человек. То же правило распространяется на костюм. Именно целостность образа, когда ничто не разрушает его, являются главными условиями гармонии.
Гармония – эстетическая категория, спутница красоты. Как и в искусстве, гармония в костюме основана на правилах композиции. Пошив одежды начинается с дизайна одежды. Композиция костюма – это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определённую идею, мысль, образ. Наши специалисты вкладывают в пошив одежды не только все свои умения и опыт, но и понятия пропорциональности и эстетики дизайна одежды.
Стилистика требует, чтобы дизайн одежды был гармоничен и делал человека привлекательным. Стиль человека воспринимается целостным, когда его внешность, пластика и поведение соответствуют его дизайну одежды. Если все части образа человека и дизайна одежды находятся в равновесии, то создаётся нужное, сильное впечатление.
Очень важно, чтобы все составляющие дизайна одежды подчинялись главной – композиционному центру. Это акцент, доминанта, которая привлекает к себе особое внимание массой, дизайном или цветом. Центром композиции способны стать галстук, пояс, обувь, очки. В создании образа он является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем. Важным принципом композиции является согласованность элементов костюма по трём принципам – контраста, нюанса и подобия [3;89].