Смекни!
smekni.com

Дизайн современного костюма как средство развития эстетического вкуса учащихся 6-7 классов на кр (стр. 4 из 5)

Центр в костюме есть практически всегда. Даже если одежда вся черная с головы до ног, доминантой может служить причёска или макияж. Если композиционный центр в дизайне одежды – это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре; она привлекает внимание к лицу, шее, волосам, глазам. В этом случае одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимание на себя.

Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу – груди, талии, бёдрам. Акцент, перенесённый в нижнюю часть, к ногам, придаёт образу основательность, устойчивость. Если же композиционный центр в дизайне одежды отсутствует, то образ «не читается», кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты. Поэтому пошив одежды в соответствии с определенным дизайном одежды - не простая задача.

Контраст в дизайне одежды – это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объёму, фактуре материала. Контрастность делает образ более ярким и запоминающимся, но в, то, же время и неоднозначным, двойственным. Сочетание различных рисунков ткани, при пошиве одежды, вносит ощущение динамики, движения. Безусловно, сочетая не сочетаемое, следует помнить о целостности всего образа - контрастность дизайна одежды всегда должна быть оправдана замыслом.

Подобие в дизайне одежды – повторение в костюме одного элемента, который встречается в различных вариациях. Скажем декоративная деталь – цепочка может быть и ручкой сумочки, и браслетом часов, и отделкой на карманах жакета, на туфлях или повторяться рисунком на шейном платке.

Нюанс – своего рода переход от контраста к подобию – создаёт более интересные и живописные связи между элементами. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, сочетании оттенков и полутонов, выглядит богаче, сложнее, изысканнее, чем решённый в одном цвете. Этот принцип даёт большой простор для личного творчества [3;42].

2.3 Дизайн костюма на кружковых занятиях по ДПИ

В системе художественно-эстетического развития учащихся важную роль играет интеграция уроков с внеклассными и внешкольными мероприятиями. Это путешествие по родному краю и городам России, сплавы, походы, экскурсии, родительские праздники, пленэры, участие в конкурсах экологических плакатов, фестивалях юных модельеров, районных и городских выставках. Все это позволяет обогатить палитру впечатлений, задать вечные вопросы о смысле жизни, человеческого назначения, о поиске гармонии, а затем на учебных занятиях в мучительных размышлениях попытаться найти ответы на эти волнующие вопросы.

Логическим продолжением уроков искусства является работа школьной изостудии. Занятия в изостудии предоставляют большие возможности для способных или просто увлеченных детей практически освоить технологии акварельной и масляной живописи, попробовать себя в скульптуре и гравюре, окунуться в дизайн костюма, испытать минуты наслаждения творческим процессом и тогда совсем иными глазами посмотреть на произведения искусства.

Таким образом, занятия искусством влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одаренности и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества. Но процесс художественно-эстетического образования не заканчивается школой, он непрерывен. Школа и учитель являются той отправной точкой, которая открывает человеку индивидуальный путь развития. И процесс этот не завершается, как и сама жизнь.

Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству в основном базируется на кружках и студиях разнообразной тематики. Каждый из них раскрывает способности школьников в области самостоятельного творчества. Наибольшим интересом пользуются у детей различных возрастов кружки и студии декоративно-прикладного искусства.

Соответственно особенностям работы в разных возрастах в кружке выделяются три возрастных группы: младшая (учащиеся 1-3 классов), средняя (учащиеся 4-7 классов) и старшая (учащиеся 8-10 классов). Рассмотрим особенности работы в средней группе.

В изобразительной деятельности детей среднего возраста замечаются признаки неравномерности развития учащихся. Одни обнаруживают сравнительную зрелость и умения в отдельных видах занятий, у других отмечаются колебания и медлительность в рисовании, болезненное отношение к замечаниям.

Работа с детьми в этом возрасте требует преимущественно индивидуального подхода и большого разнообразия вариантов заданий. Основные учебные задачи работы с детьми этого возраста: вызывать активный интерес к действительности и умение видеть в натуре ее эстетически выразительные качества; приучать в любом задании, работать с определенным композиционным замыслом; последовательно обогащать живописные представления детей о предмете в световоздушной среде и совершенствовать их изобразительные навыки [13;195].

Одним из видов работы на кружках по декоративно-прикладному искусству является дизайн костюма.

Говоря о дизайне костюма, мы, прежде всего, имеем в виду создание моды. Слово «мода» произошло от латинского «modus».Что переводится как мера, образ, способ, правило, предписание. Под модой в широком смысле этого слова понимается господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении различных внешних форм культуры: стиля жизни, обычаев и привычек поведения, автомашин, предметов быта, одежды, - и довольно частая смена этих вкусов. Чаще именно сменяемость формы одежды и называют модой.

Из-за непостоянства, которое является основным признаком моды, ее часто называют легкомысленной и не считают объектом для серьезного отношения и изучения. Позиция эта абсолютно неправомерна, так как мода, именно благодаря своему непостоянству, помогает человеку спастись от однообразия.

Стремление людей к внутренним и внешним переменам является в какой-то мере отражением изменчивости самой природы.

История моды неразрывно связана с историей развития самого костюма, однако между ними нельзя ставить знак равенства, так как возникновение моды как социального явления искусствоведы датируют только эпохой позднего средневековья, а точнее, концом 14-началом 15 столетия. Именно в это время процесс развития одежды приобретает черты, характерные для моды: костюм становится явлением общеевропейским, а не национальным или региональным, как это было раньше; сравнительно часто сменяются его формы; в одежде появляются многочисленные причудливые новинки, которые очень быстро становятся всеобщим увлечением, т.е. общество охватывает ажиотаж подражания.

Каждая мода, так или иначе, является зеркалом своего времени, отражая общественно-политическую жизнь общества, уровень и характер развития производительных сил, наиболее яркие события эпохи, важнейшие культурные и научные достижения, привычки и психологию современного человека, его представления об эстетическом идеале. Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре определенной исторической эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, расцвети угасание, причем с момента «умирания» старой, уже изжившей себя костюмной формы начинается процесс формирования новой [8;104].

Проектирование и производство одежды высокого качества, отличающуюся подлинной красотой, отвечающую разнообразным требованиям потребителей, выражающую внутреннее богатство человека, его индивидуальные достоинства неразрывно связано с решением сложных профессиональных задач и вместе с тем, напрямую с эстетикой. Очень важно сочетать мастерство исполнения в органичном единстве с эстетическим вкусом, а вот фундамент «эстетического» не лежит на поверхности явлений, предметов, деталей, он тесно взаимосвязан со становлением и развитием творческого потенциала. Для развития творческого потенциала имеется богатейший арсенал средств, среди которых важнейшим является искусство. Искусство развивает понимание ценностей, способствует гармонизации мыслей, эмоций и знаний с их внешними проявлениями, пробуждает любовь к природе, вырабатывает способность творить по законам красоты. И только тогда, в результате постоянного развития и поиска, приходит вдохновение, которое необходимо для создания принципиально нового эскизного проекта.

Вкус личности проявляется не только в том, как человек одет, каковы его манеры, как он говорит. Но и в том, как он осуществляет свою деятельность, насколько полезен и интересен он обществу, в какой бы сфере, ни протекала его деятельность. Всё это необходимо учитывать при создании одежды. Задача эскизного проекта, не в том, чтобы дать готовый рецепт модной одежды, а напротив, помочь человеку самостоятельно найти решение образа, отражающего многогранность целостности данной личности.

Для развития эстетического вкуса, нужно быть способным замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею. В результате этой способностей и вырабатывается умение выделять красивые предметы, вещи, понимать их достоинства.

Нам выпала трудная, ответственная и вместе с тем почётная миссия - направлять своё профессиональное мастерство на проектирование и производство костюма, доставляющего радость людям, создающего благоприятные условия в труде, учебе, на отдыхе.