Создание костюма детьми, разработка эскизного проекта – это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды. Источники, используемые при создании костюма, могут быть самым различными. Богатейшей кладовой (и в плане форм, и в плане конструкций) для создания современного костюма является исторический костюм, складывавшийся и утверждавшийся веками. В связи с этим изучение эстетики форм и конструкций костюма в историческом аспекте под определённым углом зрения, позволяет вечные ценности воплотить в современной одежде. Особое внимание уделено конструкции. Одна из первых заповедей при творческом поиске решения костюма на основе исторического – это понимание и знание конструкции форм той или иной эпохи.
Таким образом, деятельность дизайнера в области костюма имеет много специфического, не свойственного другим сферам творчества. Искусство костюма характеризуется конкретностью. Поскольку костюм и человек – неразрывное целое, костюм должен быть жизнеспособным. Т.е. удобным, практичным, красивым, элегантным. Эти качества закладываются создателем уже в его первоначальный замысел, ещё до создания эскизного проекта. Вместе с тем костюм недолговечен по сравнению с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры и т. п., которые живут веками, волнуют зрителя постоянно [15;70].
2.4 Создание модели современного костюма
В ходе выпускной квалификационной работы была создана модель вечернего платья, предназначенная для работы на сцене, что определило многие аспекты работы.
Создание костюма, разработка эскизного проекта – это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды. Необходимо помнить, что костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, он как бы является психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой. Складывается из познания всего окружения, которое сложилось в данную историческую эпоху. Как только общество разделяется на классы, костюм отражает социальные неравенства.
Выбор модели был одним сложных и трудных процессов и сведен к трем основным этапам: подбору фасона или его разработке, построению выкройки и, наконец, шитью. Из всей массы моделей нужно выбрать именно ту, которая нравится, подходит вашей модели. При этом учитывалось индивидуальные особенности фигуры.
Создание костюма для сцены – обширная, интересная область художественного творчества. Костюм на протяжении всей своей многотысячной истории всегда был именно произведением искусства, имеющем свои принципы художественной композиции, изменявшиеся в зависимости от эпохи со всеми ее, иногда мало изученными особенностями. Перед нами стаяла задача создания костюма для ведущей праздничных мероприятий. Построение эскизов и выбор фасона полностью основывалось на поставленной задачей.
Моделирование производилось на основе базового чертежа, создавалось множество эскизов. Прорисовав несколько моделей и выбрав отдельные части фасона, была построена выкройка. Зрительное восприятие фигуры также помогает успешному выбору модели.
Костюм для сцены, а именно платье для ведущей отличается своеобразием фасона и строгостью выбора форм. Платье состоит из составных элементов: основное полотнище длиной до середины бедра из плотной ткани – тафты; подол солнце-клеш длиной до линии щиколотки, рукава цельнокроеные длиной до запястья; воротник стоечка оригинальной формы. Подол, воротник, рукава ткань – органза.
Отделка рукава и подола понизу с применением тонкой лески для поддержки формы волана. Обработка линии выреза горловины выполнялось при помощи декоративной тесьмы, подобранной по тону к основной ткани. Декоративная тесьма используется также для оформления стыка основного полотнища платья и подола. Вдоль левых боковых срезов притачана потайная застежка-молния.
Цветовые решения влияют на выбор фасона. Следовательно, важно познакомится и уделить немного внимания свойствам и возможностям цвета. Для создания модели использовалась ткань трех оттенков зеленого.
Работа по созданию оригинального наряда для сцены с использованием различного вида отделки явилась очень интересной, так как было рассмотрено множество литературы по теме, приобретено большое количество навыков по моделировки костюма.
Заключение
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у подростков довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
В настоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда, неответственное отношение к результату труда.
Подростки, имея возможность многообразного приложения своих способностей, получая удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, становятся уверенными в сегодняшнем дне и в своем будущем. Они начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве общества, начинают дорожить своей профессией. Все определяет социальную защищенность в обществе.
В системе художественно-эстетического развития учащихся важную роль играет интеграция уроков с внеклассными и внешкольными мероприятиями.
Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству в основном базируется на кружках и студиях разнообразной тематики. Каждый из них раскрывает способности школьников в области самостоятельного творчества. Наибольшим интересом пользуются у детей различных возрастов кружки и студии декоративно-прикладного искусства.
Одним из видов работы на кружках по декоративно-прикладному искусству является дизайн костюма.
Говоря о дизайне костюма, мы, прежде всего, имеем в виду создание моды. Слово «мода» произошло от латинского «modus».Что переводится как мера, образ, способ, правило, предписание. Под модой в широком смысле этого слова понимается господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении различных внешних форм культуры: стиля жизни, обычаев и привычек поведения, автомашин, предметов быта, одежды, - и довольно частая смена этих вкусов. Чаще именно сменяемость формы одежды и называют модой.
Создание костюма, разработка эскизного проекта – это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды. Необходимо помнить, что костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, он как бы является психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой. Складывается из познания всего окружения, которое сложилось в данную историческую эпоху. Как только общество разделяется на классы, костюм отражает социальные неравенства.
Таким образом, деятельность дизайнера в области костюма имеет много специфического, не свойственного другим сферам творчества. Искусство костюма характеризуется конкретностью. Поскольку костюм и человек – неразрывное целое, костюм должен быть жизнеспособным. Т.е. удобным, практичным, красивым, элегантным. Эти качества закладываются создателем уже в его первоначальный замысел, ещё до создания эскизного проекта. Вместе с тем костюм недолговечен по сравнению с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры и т. п., которые живут веками, волнуют зрителя постоянно [15;70].
В ходе выпускной квалификационной работы была достигнута цель, поставленная перед нами. Гипотеза полностью подтвердилась.
Данная выпускная квалификационная работа может быть использована педагогами, методистами как теоретический материал. Практическая часть, как выставочный материал и непосредственно в качестве костюма ведущей при проведении мероприятий.
Список используемой литературы
1. Абрамов Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов 3е изд. М.; Академия 1998.
2. Асылханов Е.С Методика преподавания декоративно-прикладного искусства. - Семипалатинск: СПИ; 2000.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика: Уч. Пособие – С-П.; 2006
4. Давыдов В.В., ДрагуновТ.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пединститутов – М.; Просвещение 1979.
5. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педучилищ – М.; Просвещение 1986
6. Лук А.Н. Мышление и творчество - М.; Политиздат 1976
7. Мухина В.С. Возрастная психология -М.; 1998.
8. Немов А.В. Психология, т. II.- М.: «Просвещение», 2001.
9. Платонов К.К. Психология процессов художественного творчества. – Л., 1980.
10. Пьянкова Н.П. Изобразительное искусство в современной школе – М.; Просвещение 2006.
11. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г., Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы, М.: «Педагогическое общество России», 1999.
12. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (внеурочные занятия) М.; Просвещение 1988
13. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье- М.; Искусство 1989.
14. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Кн. для учащихся старших классов. – М.: «Просвещение», 1985.
15. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник – 6е изд. Минск 2000
16. Чижик Т.М. Кройка и шитье – Ростов-на-Дону; Проф-Пресс 2000.
17. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: «Просвещение», 1987.