Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика культур эпох (стр. 10 из 10)

Искусство XVIII в. находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо,художественный стиль, сформировавшийся во Франции во 2-ой пол. XVIII века, отражавший вкуса двора Людовика XV. Некоторые исследователи рассматривают его как вырождающееся барокко. Такой взгляд вполне правомерен с точки зрения динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, рококо как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр звучания, более камерный, изящный и нежный. Рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Обнаженные нимфы и ангелы на фоне бледных пастельных тонов пейзажей заполняют пространство. Собственная сфера рококо - убранство интерьера.

Рокайльная живопись и скульптура, тесно связанная с архитектурным оформлением интерьера, имела декоративный характер. Она избегало обращения к драматическим сюжетам, носила откровенно гедонистический характер.

Произведения прикладного искусства заняли важное место в культуре рококо. В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведением искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу, и казались драгоценной игрушкой в фантастическом рокаильном интерьере.

Крупнейшим представителем рококо в живописи был Ф. Буше (1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы гобеленов и росписей по фарфору. Его мифологические и пасторальные композиции очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры", "Туалет Венеры", "Купание Дианы". В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты.

Европейская скульптура XVIII в. испытала то же влияние смены общественного настроения, что и живопись. Самый интересный скульптор эпохи - Ж. А. Гудон (1741-1828), создатель целой портретной галереи своих современников, в том числе статуи сидящего Вольтера.

Искусство рассматривалось просветителями как средство популяризации моральных и политических идей. Смотреть на вещи философски означало смотреть рационально. Писатели Просвещения называли себя философами. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеции, Юм, Смит.

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем - вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Вольтер был великим литератором - он умел изложить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему. Вольтер писал сказки, повести, фельетоны, статьи, научные трактаты ("Английские письма"), пьесы ("Заира", "Магомед"). В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры (философские повести "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный", "Брут", "Танкред" и др.).

Крупнейшим представителем французского Просвещения был Ш. Л. Монтескье (1689-1755). Его главное и последнее сочинение - итог многолетних трудов - "Дух законов". Монтескье рассматривал законодательство народов в зависимости от состояния культуры общества. Исследуя различные формы правления (монархию, республику, деспотию), он вывел зависимость общественных отношений от степени просвещенности общества, от умственного состояния народа, от общего склада цивилизации.

Демократическое направление в Просвещении получило название "руссоизм" по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей - Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности ("Рассуждение о начале и основаниях неравенства"). В своих литературных произведениях - стихах, поэмах, романах, комедиях-Руссо идеализировал "естественное состояние" человечества, прославлял культ природы. Руссо первым заговорил о высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций жизнь общества на патриархальной стадии развития, видя в ней идеальную чистоту нравов. Его лозунг "Назад к природе" отражает мечту о естественном существовании естественного человека в естественной среде. Педагогические взгляды Руссо выражены в его знаменитом романе-трактате "Эмиль, или О воспитании".

Издание "Великой Энциклопедии" собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. В деле участвовали сотни популяризаторов и пропагандистов идей Просвещения. Энциклопедия сплачивала вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов, который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты во главе с Дени Дидро приняли непосредственное участие в создании 35-томной "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Цель многотомного издания - подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, вела борьбу с общественными предрассудками и предназначалась не для одних ученых, а для всего общества. Первый том вышел в 1751 году.

Наиболее отчетливо просветительский реализм выразился в творчестве Г. Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. В романе "История Тома Джонса-найденыша", комедии "Судья в ловушке", сатирическом романе "Джонатан Уайльд" даётся яркая картина эпохи и её героев.

Театр эпохи Просвещения и в драматургии, и в сценических приёмах отразил новый взгляд на мир. Драматурги и актёры Англии, Франции, Германии были едины в желании представить как можно точнее современную жизнь. Комедии "Севильский цирюльник" и "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. О. Бомарше (1732- 1799) очень точно отражают расстановку общественных сил. Фигаро выступает представителем всего третьего сословия. Фигаро - символ и талантливого простолюдина, за которым будущее. Король Людовик XVI, прочитав "Безумный день", заявил, что скорее Бастилия падет, нежели эта пьеса будет поставлена. И действительно, Бастилия пала через пять лет после премьеры этой острой, обличительной комедии.

Все новое, что было характерно для прогрессивных направлений в музыке, воплотилось в творчестве австрийского композитора В. А. Моцарта (1756- 1791) . Вместе с Ф.Й. Гайдном он представлял Венскую классическую школу.

Философы и естествоиспытатели утверждали, что человек постигает мир посредством своего разума, что знания являются силой, их источник – опыт, а не божественное откровение или труды античных авторов, как утверждала схоластика. В качестве важнейших методов познание стали рассматривать эксперимент, механическую гипотезу. Особенностью новой эпохи было то, что наука переставала быть кабинетным занятием ученого – одиночки. Возникают новые формы организации исследовательской работы научные общества, Академии наук.

Благодаря новым теориям и методам в 17 веке было сделано гигантское число открытий и изобретений: созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное уравнение и интегральное исчисление в математике; сформулирован ряд важнейших законов в физике ( Ньютон ), химии ( Бойль ), астрономии ( Галилей, Кеплер ). В трудах Паскаля, Ферма и Гюйгенса получает разработку теория вероятностей и т.д. Все это позволяет говорить о широкомасштабной научной революции « века гениев».

Место человека в картине мироздания меняется. С одной стороны, он все чаще рассматривается как часть природы, как « продукт природы, подобно прочим существам»

( Гольбах ). С другой стороны, осознав свое сходство с миром природы, человек обнаруживает и свое отличие от него. Социальные, гражданские, моральные характеристики культурного облика человека выдвигаются на передний план, так же как и личностные качества субьекта, развивающегося на основе собственных дарований и инициативы. Человек осознает себя господином своей судьбы, присваивает себе функции творца, убеждается в ненужности « гипотезы бога» ( Лаплас ).

Появление общества и культуры – благоприятный фактор для человечества. Более того, именно культура является своеобразным критерием для определения этапов прогрессивного развития человеческого общества ( Гердер ). Моментом, объединяющим мыслителей разных направлений, была апелляция к Разуму и Природе.

Литература

1.

2.

3.