Греки по сути дела стали и создателями философии как самостоятельной науки, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке. С древнегреческого слово философия переводится как любовь к мудрости., а само слово впервые встречается у знаменитого Гераклита. У истоков греческой философии, помимо Гераклита, стоят такие личности, как Пифагор, Демокрит, Фалес.
В учении Пифагора проявилась не только связь культуры Греции с культурами Египта и Месопотамии, но и дуализм, присущий непосредственно культуре греческой. Это нашло отражение в параллельном развитии религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости. Пифагор — один из реформаторов орфического мистического культа Греции и одновременно - один из основоположников греческой философии, математики и астрономии. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. Но по свидетельству учеников, именно он назвал Вселенную космосом, а строение мира — стройным целым, подчиненным законам «гармонии и числа». Велика заслуга Пифагора и в создании древнегреческой системы воспитания, основанной на гармоничном развитии всех способностей человека, всех сфер человеческой личности: разума, души и тела.
На площадях Афин излагал свои идеи знаменитый Сократ. Человек — не бог, но ему дана бессмертная душа — его личный бог при жизни, с которым он должен соотносить все свои помыслы и поступки. Высшее призвание человека — быть самим собой при любых обстоятельствах. Образ жизни и деятельность Сократа раздражили многих консервативно настроенных афинян, которые в 399 г до н.э. обвинили его в непочтительном отношении к традиционным богам, в попытке ввести новых богов, в развращении молодежи философскими беседами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь.. В назначенное время он выпил чашу цикуты — растительного яда. Сократ, по словам Цицерона, опустил философию «с небес на землю», обратил внимание философов на человека и его душу.
О человеке спорили и софисты. Алексей Лосев считал, что софистика « несомненно есть греческое Просвещение». Понимая, что главным препятствием на пути преобразования Афинского полиса выступает обыкновенный рядовой гражданин с его предрассудками, они критиковали традиционное образование, полагая, что оно угнетает в человеке живость и критичность ума. Софисты учили своих учеников мыслить, а, следовательно, - сомневаться, поскольку, с их точки зрения для мышления опасны не сами сомнения, а страхи перед ними.
Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, впоследствии значительно пересмотревший философские взгляды учителя . Аристотель — вдумчивый и кропотливый ученый-систематик. Он является отцом логики; его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства, (поэтике), риторике, этике, политике.
Античная культура Эллады пронизана искусством. Греческая философия весьма тесно связана с эстетикой. Зрение — основа древнегреческого познания. Отсюда любовь эллинов прежде всего к пластичным, статичным видам искусства — архитектуре и скульптуре.
Древняя Греция имела систему воспитания, которая в той или иной форме существует и по сей день. В основе образовательной системы лежал принцип пайдейи, сводившийся к достижению гармоничного развития личности.
Культура античного Рима - пожалуй, самый сложный и даже, тяжеловесный период в истории Античности. Здесь нет полета мысли и гуманистической гражданственности Древней.Греции, нет смелого экспериментаторства и форматворческой изощренности эллинистического периода. Культура Рима слишком сильно обусловлена социальной и политической конкретикой, а та в свою очередь слишком противоречива, а зачастую и просто груба. Это вовсе не умаляет тех достижений в области культуры, которые у римлян были. Но в целом культура античного Рима, при всей ее грандиозности, с точки зрения духовной наполненности, уступает предшествующим этапам.
Древний Рим начинает свою историю Рима царского, когда образовалось маленькое государство воинственных латинян, с центром в городе Риме. В сравнении с греками, римляне всегда были более практичными, суровыми и агрессивными. Отчасти это можно объяснить историей возникновения самого города. Не принимая во внимания сказочные мифы об Энее и братьях-близнецах Ромуле и Реме, можно использовать для обоснования происхождения единственного настроя культуры Рима, например, предание о том, что Рим первоначально существовал как разбойничье поселение, с которым соседние общины не желали иметь никаких дел, и римлянам приходилось прибегать к хитрости и силе.
В конце VII в. до н.э. в Риме установилось господство этрусков, загадочного народа, проживавшего на территории современной Италии в начале 1 тыс. до н.э., носителя своеобразной, высокоразвитой культуры, повлиявшей на формирование многих направлений культуры Древнего Рима.Происхождение этрусков, как и этрусский язык, до сих пор остаются тайной, хотя существует около 10 тыс. памятников созданных на этом языке. Этруски были отличными архитекторами, скульпторами, ювелирами, художниками, славились изготовлением прекрасных изделий из металла. Поселки этрусков напоминали греческие города-государства, а пантеон богов - древнегреческий пантеон. Во главе городских общин первоначально стояли цари, а с распадом родового строя власть перешла в руки аристократии. Известно, что последние римские цари были этрусками, и что за время их царствования в Риме были проведены большие строительные работы: построен первый цирк, храм на Капитолии и подземный сточный канал, существующий и по сей день, — Великая клоака. Предполагают, что и бетон, так широко использовавшийся римлянами, в том числе и при строительстве в 312 году до н.э. Аппиевой мощеной дороги, был разработан этрусками.
Римский народ официально состоял из патрициев (древней знати) и плебеев (массы свободного населения, владеющего земельной собственностью). В конце республиканского и в императорский период значительная часть плебеев, утратив свои земельные владения, превратилась в праздных людей, которых, поскольку они римские граждане, имеющие право голоса в народном собрании, государство взяло на содержание.
«Хлеба и зрелищ требует римский народ!» — в этих словах Ювенала отражено своеобразие «мировоззрение» этой праздной толпы, которая заполняла Рим и все свое время проводила на площадях, в харчевнях, банях, цирках и амфитеатрах, где развлекалась созерцанием конных состязаний, гладиаторских боев и травли диких зверей.
У сельских жителей пользовались большой популярностьюсатурналии - театрализованные древнеримские празднества, проводимые два раза в год, и собиравшие множество зрителей. Но по художественной и общественной значимости их нельзя сравнить с грандиозными дионисиями Древней Греции.
Но все же существовала и объединяющая тенденция, сумевшая спасти культуру Рима от деградации. Заключалась она в почтительном отношение к образцам древнегреческой культуры и попытках подражания ей. Аристократы говорили и писали по-гречески. Скульпторы создавали копии древнегреческих скульптур. Архитекторы нарочито использовали декоративные элементы греческих ордеров, хотя функциональной необходимости в этом уже не было.
Из греческой философии в Риме были особенно распространены учения академиков, эпикурейцев и стоиков. Эпикуреизм был представлен поэмой Лукреция Кара «О природе вещей», которая отражала взгляд автора на природу и человека. Возникновение религии Лукреций объяснял страхом перед непонятными природными явлениями и страхом перед силами рока, в существование которого он сам верил. Избавление от страха для него являлось условием счастливой и справедливой жизни.
Выразителями идеологии эпохи были поэты Публий ВергилийМарон и Квинт ГорацийФлакк. Вергилий изображал быт крестьян, их добрые и здоровые нравы. Он был убежден, что возвращение к старым обычаям, поможет возрождению римского народа. Поэму Вергилия «Энеида», повествующую о создании Рима, ставят рядом с творениями Гомера, поскольку она является не только «национальной эпопеей», но и своего рода «библией» культа Рима и Августа.
Новым и весьма популярным жанром стал роман — латинский и греческий. До нашего времени дошли отрывки из «Сатирикона» Петронияи роман Апулея «Метаморфозы».
Главную роль в философии того времени играл стоицизм. Крупнейшими римскими стоиками в I—II вв. были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Первый был сановником и богатым человеком, второй-рабом, а затем вольноотпущенником, третий —императором.'Сенека рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала. Мудрец должен всеми силами служить другим людям и помнить, что он гражданин мира, а не только своего города. Сенека учил ценить каждый момент жизни, а не хлопотать об увеличении ее продолжительности. Лучшим способом сделать жизнь длиннее является умение не укорачивать ее. Сенеке принадлежат «Нравственные письма к Луцилию », ряд этических сочинений, форма которых приближается к философскому диалогу, и серия литературных трагедий, написанных в подражание Еврипиду.
В Греции и ее провинциях существовало огромное количество храмов. Во всех крупных городах имелся акрополь – особое место на возвышенности, где устраивался своего рода культовый центр. Как правило, там находились и лучшие храмовые постройки. Наиболее известен Афинский акрополь, многие храмы которого и сегодня поражают воображение своим совершенство