Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика культур эпох (стр. 6 из 10)

Существовала и светская культура, в которой особое место принадлежит рыцарской культуре. Рыцарская среда выработала особые рамки этикета. Рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным, воевать лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца, повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного. Наиболее ярко это видно на примере рыцарской любви к прекрасной даме. Рыцарское понимание любви получило художественное выражение в куртуазной лирике (ярчайшими представителями которой были итальянцы Гвиницелли и Кавальканти), творчестве трубадуров (наиболее известные авторы - Бертран де Борн и Джофре Рюдель) и рыцарском романе ("Тристан и Изольда" Готфрида Страсбургского). Рыцарская культура вырабатывала образцы, которым стремились подражать представители других слоев общества.

Об усилении светских веяний в готический период наглядно свидетельствует появление церковного театра, системы театрализованных представлений, осуществляемых под эгидой церкви. Церковные лидеры, первоначально резко отрицательно относившиеся к театральным традициям античности и Византии, приблизительно в XI веке сами стали использовать театральные приёмы для украшения и популяризации церковной службы. Появилась литургическая драма, которая устраивалась непосредственно в соборе и являлась частью службы, полулитургическая драма, действие которой происходило на паперти храма и шло на местном диалекте. Позже, формируются такие жанры, как миракль(чудесные истории о благостном воздействии христианской веры на простых людей ), мистерия(грандиозные празднества, которые хотя и пропагандировали христианские сюжеты, но устраивались светскими властями), моралите(аллегорические представления, прославляющие христианские добродетели).

Особое место в этой литературе готического периода занимала поэзия вагантов, носителями этой поэзии были бродячие студенты. Их вольнодумная, озорная поэзия была очень далека от аскетических идеалов средневековья; ваганты шли по пути создания чисто светской литературы. Они воспевали беспечное веселье, свободную жизнь: "Бросим все премудрости, побоку учение, наслаждаться в юности - наше назначение...". Очень остро в их поэзии звучали сатирические антиклерикальные ноты; они резко обличали римско-католическую церковь: "Рим и всех и каждого грабит безобразно; пресвятая курия -это рынок грязный!" Иногда в стихах вагантов звучали жалобы на их бесприютную и необеспеченную жизнь. "Не для суетной тщеты, не для развлечения - из-за горькой нищеты бросил я учение".
В XI-XII вв. оформился и был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность, воинская доблесть. Величайшим памятником французского эпоса является "Песнь о Роланде", героем которой является патриот Роланд, считающий целью своей жизни служение императору и "милой Франции". Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является "Песнь о Нибелунгах" (1200). В основе эпоса лежат древние германские сказания времен "великого переселения", но весь характер песни связан скорее с феодальной рыцарской Германией XII в., чем с жизнью варварского общества V века. Тогда же создаётся крупнейшее произведение английского героического эпоса "Беовульф" и памятник скандинавского эпического наследия "Старшая Эдда".

На Востоке, в Византии, христианская церковь зависела от императорской власти. Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римский папа был одновременно и важнейшей политической фигурой. Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия. В середине IX в. это был спор о филиокве (филокве) - утверждении католической церкови об исхождения Святого Духа не только от Бога-отца (позиция Восточной церкви), но и от Бога-сына (позиция Западной церкви). Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга.

Ко времени раннего средневековья относится возникновение ересей - особых учений, противоречащих основым постулатам христианской церкви. Так, сторонники несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение -монофизитство, напротив, видело в Христе только Бога и отрицало в нем человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, судебно-полицейское учреждение, созданное католической церковью для борьбы с ересями, которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд. 1229 год принято считать первым годом официального существования инквизиции и годом первого инквизиционного процесса.

В конце XIII - начале XIV века европейская культура стала заметно разделяться на два потока. Один неудержимо стремился к новому мышлению и творчеству, другой все более склонялся к спиритуализму.
Первое течение было более характерно для южных, второе - для северных. У последнего поэта средневековья и первого поэта нового времени Данте Алигьери поэтическое новаторство сосуществовало со средневековым взглядом на мир и на саму поэзию. Характерными чертами его поэзии были аллегория и символика. Однако художественные образы Данте открывали путь новому мировоззрению, новому отношению к миру и человеку, открывали новую эпоху в развитии мировой культуры - эпохи Ренессанса. Новое заключалось в интересе к человеческим переживаниям. Характеры стали более индивидуальными и конкретными. Симптомом проторенессанса в живописи (фрески Джотто и Дуччо) является стремление передавать житейские подробности, обстановку, костюмы, естественные расположение персонажей в реальном пространстве, с учетом перспективы и анатомии. Вполне правомерен вывод, что культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры.

Средневековая культура глубоко противоречива. В ней сочетаются феодальная раздробленность бытия, когда каждый народ живет своей жизнью – и тяга к единству ( Град Божий на земле ); прикреплённость человека к земле, своей общине – и христианская свобода человека от национально-сословной ограниченности; страдальческое отречение от мира - и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира ( крестовые походы ). Эта противоречивость выступила движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу. Однако для того, чтобы это произошло, нужен был переворот в мироощущении людей, величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством – переворот Возрождения.

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения - время с 14 по 16 века в Италии насыщено неординарными событиями и представлено гениальными творцами.

Ринашименто - так по-итальянски звучит название нового периода в истории европейской культуры, связанного с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания античного наследия. В русском искусствознании для обозначения эпохи Возрождения принято использовать равнозначное французское слово Ренессанс. Свое название эпоха получила из-за широкого интереса к античному наследию. Процесс распространения античных веяний пережили многие страны Европы, но начался он в Италии, на той же территории, где античность завершила своё существование. Как ни одна другая эпоха, Возрождение богато причудливо переплетенными, противоречивыми и, казалось бы, несовместимыми началами.

Родина Возрождения - несомненно, Флоренция ("Афины Италии").

Именно во Флоренции в 1293 г., как раз на заре Возрождения, была принята первая, фактически, республиканская конституция в христианской Европе, причем конституция весьма демократическая. Флоренция была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников - ткачей, меховщиков. Многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов. На удивление много было юристов - адвокатов, стряпчих, нотариусов. Флорентийские банкиры финансировали римского папу, германского императора, французского короля, флорентийская монета - золотой флорин, чеканившаяся с 1252 г., считалась наряду с венецианским дукатом самой полновесной в Европе.

Именно во Флоренции, а чуть позже - в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин произошел от названия того круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы: наукам, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность науке, изучающей божественное, теологии. Это не значит, конечно, что гуманисты чуждались теологии -напротив, они были знатоками Писания, патристики (работ отцов церкви), а гуманисты более позднего времени - особенно XVI в. сами первоклассные богословы, как, например Эразм Роттердамский или Иоганн Рейхлин. Но ранние гуманисты, - чаще всего политические деятели, адвокаты, правоведы, например, великий Данте, бывший дипломатом и депутатом от партии "белых гвельфов", Франческо Петрарка - не только великий лирический поэт, но и автор политических и исторических произведений.