И все же, главным направлением деятельности гуманистов была филология. Гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь - скульптуру. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как-к произведениям искусства. То же самое можно сказать и об античных книгах. Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, возрождая античное искусство. Но, как часто бывает в истории, особенно истории искусства, возрождение каких-то давних принципов и форм приводит к созданию совершенно нового. Само слово "возрождение" появилось позже, чем слово "гуманизм" - в труде живописца, архитектора и историка искусств XVI в. Джордже Вазари. При этом Вазари с изумлением говорит о возрождении искусства после тысячелетнего, как он считает, его прозябания.
Всю культуру итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа, из которых каждый имеет свои художественные, идеологические и психологические особенности. Каждый этап фиксирует определённое состояние культуры,' определённое настроение: XIII век - Дученто -Проторенессанс, Предвозрождение; XIV век - Треченто - Раннее Возрождение; XV век - Кватроченто • Высокое Возрождение; XVI век -Чиквиченто - Позднее Возрождение. Но всякая периодизация условна. Редко творчество и судьба какого-то большого художника укладывается в рамки одного конкретного периода.
Данте, а также его младшие современники Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо, стали создателями итальянского литературного языка. Их творчество обычно рассматривается как образец раннего гуманизма. Книга новелл "Декамерон" Джованни Бокаччо имела огромный успех у современников. В простых по сюжету историях отражена вера автора в то, что человеческое достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в доблестных деяниях, что человеческая природа не должна подавляться аскетизмом церковной морали, что ум, сметливость, мужество всегда помогают выстоять в жизненных невзгодах.
Один из первых исследований этих рукописных сокровищ отмечал в изумлении: "Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика. Словом - это чудо...". Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда и, в то же время, - это произведения высокого искусства. Великий ученый настаивал на тесной связи науки с жизнью. Леонардо по праву считают предтечей современного экспериментального естествознания.
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма с наибольшей полнотой воплощены в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). В картинах, фресках, графике Рафаэля, отличающихся благородной простотой и гармонией, сочетанием реального и идеального, отразилось чувство красоты и радости земного бытия. Величайшее творение Рафаэля - "Сикстинская мадонна". Прославлением духовной деятельности человечества стали росписи Рафаэля в станцах Ватикана. Во фреске "Афинская школа", где художник изобразил всех знаменитых философов античного мира, утверждается мысль о необходимости гармонии и согласия между различными представителями философской мысли.
Удивительным разносторонним мастером был Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564), скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Идеал человека приобретает в его искусстве возвышенно-героические, титанические черты. Вазари (ученик Микеланджело) писал, что гигантская статуя Давида, выполненная Микеланджело, "отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских".
Северо-итальянская школа с центром в Венеции славилась богатством и насыщенностью цветовой гаммы. Языческое преклонение перед физической красотой сочеталось с интересом к духовной жизни человека. Венецианская школа живописи достигла расцвета в творчестве выдающихся художников Джорджоне и Тициана Вечеллио. Гармоническая связь человека с природой - важная особенность творений Джорджоне (картины "Сельский концерт", "Спящая Венера", "Юдифь"). Тициан (1477 - 1576) принадлежит к величайшим мастерам Высокого Возрождения. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в волю, разум и возможности человека, мощный колорит придают его произведениям громадную силу. Работы "Даная", "Венера с зеркалом", "Венера Урбинская" являются вершиной колористического мастерства художника, отражающими свойственный ему восторг перед красотой жизни.
Как уже говорилось, фундаментальным принципом новой ренессансной культуры становится антропоцентризм, сменивший средневековый теоцентризм. Творческим началом бытия стал не бог, а человек. Перемена была поистине разительной: вместо столь характерной для изначального христианства заботы верующего о мире вечном, потустороннем на первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земному счастью и прижизненному преуспеванию. Именно в ренессансной культуре идея о безграничном могуществе человека, постепенно стала эквивалентом идеи вседозволенности.
Алхимия, астрология и магия охватили все возрожденческое общество снизу доверху отнюдь не по причинам общественного невежества. Это результат всё той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы. Священная инквизиция не случайно получает расцвет в эпоху Возрождения. Охота на еретиков и ведьм, безудержный террор и коллективные психозы, жестокость и моральная деградация являются такими же признаками позднего Ренессанса, как и великие научные и художественные свершения. Все это - части единого целого, выражение стремления индивида к максимальному самовыражению.
Типичными чертами представителей Возрождения становятся жажда приключений и авантюризм, о чем свидетельствует в частности знаменитая поэма Лудовико Ариосто "Неистовый Роланд" (1532). Стихийный индивидуализм здесь уже не связан с какими-либо возвышенными платоническими теориями. Солнечное, гармоничное гуманистическое мировоззрение обернулось вдруг обратной стороной. Титанизм и индивидуализм привели к тому, что итальянское Возрождение прославилось, помимо творений великих художников и поэтов, своим коварством, вероломством и жестокостью, авантюризмом и разгулом страстей. Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома. Неоднократно издаются декреты, запрещающие священникам "ради денег делаться сводниками проституток". Писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок; а в Милане герцог Талеаццо Сфорца услаждает себя за столом сценами содомии. И таких примеров можно привести множество. Неудивительно кратковременное возвышение попытавшегося бороться за восстановление нравственных идеалов монаха - доминиканца Джироламо Савонароллы. Объясняя отцу своё решение уйти в монастырь Саванаролла писал, что его побудило к этому "страшное ничтожество света и испорченностьлюдей: разврат, нарушения святости брака, обман, высокомерие, нечестие... проклятия и кощунства всех родов дошли в свете уже до того, что не находишь в нем более честных людей... Я не мог выносить злобу ослепленных народов Италии, где угасли все добродетели и торжествует порок. Этот свет мог мне дать только глубочайшую скорбь".
Проповеди Саванароллы на время возымели действие, но слишком всесильными были его враги. Обвиненный в заговоре против папы Саванаролла был казнен. Его проповеди и труды, тем не менее, произвели неизгладимое впечатление на многих представителей культуры. Известно, что горько сожалел о казни Саванаоллы известнейший флорентийский художник Сандро Боттичелли, посвятив его памяти грустно-просветлённую картину "Рождество". Заветам Саванароллы был верен до самой смерти великий Микеланджело.
Наиболее яркими научными открытиями эпохи Ренессанса традиционно считают гелиоцентрическую систему Коперника и учение "О бесконечности, Вселенной и мирах" Джордано Бруно. Но всё это было передовым и революционным для последующих веков, а мировосприятию Возрождения явно противоречило. Ренессанс беспредельно возвеличил человека, а Коперник и Бруно превратив Землю лишь в песчинку мироздания, вместе с тем показали и человека несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства. Гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием. Бруно к тому же был сторонником атомистической теории. Атом и бог для него тождественны. Вселенная и природа совпадают у него с богом. Взгляды Бруно были осуждены церковью, а сам он сожжен в Риме в 1600 году.
В миропонимании Возрождения важным рубежом является творчество Николло Макиавелли. Индивидуалистическая антропоцентрическая концепция мира у него сохранилась, но подверглась серьезным уточнениям. Рядом с проблемой личности в произведениях Макиавелли встали проблемы народа, класса, нации. Его "Мандрагора" - одна из лучших комедий XVI в., а "Сказка о Бельфагоре" не уступает рассказам Бокаччо. Но самым значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических противоречий политический памфлет "Государь" ("Князь"). Макиавелли считал нужным отделить политику от христианской морали, которую он считал общественно вредной и даже безнравственной, ибо именно христианство "сделало мир слабым и отдало его во власть негодяям". Однако в "Государе" реальная политика сильной личности обособлена от всякой морали, в том числе и от гуманистической. Указывая на практическую невозможность для "нового государя" обладать всеми общечеловеческими добродетелями, "потому что этого не допускают условия человеческой жизни", Макиавелли вместе с тем отмечал и относительность добродетели вообще. Противоречия между общечеловеческой моралью и политикой осознавались им как трагические противоречия времени.