В VII — VI веках до н.э. формируется новое течение в греческой литературе. Внимание начинают привлекать не только героические деяния прошлого, но и темы сегодняшнего дня. Поэты описывают свои личные переживания, что ранее считалось совершенно недопустимым. Такого рода поэтические произведения получают название «лирических» (название происходит от «лиры», популярного в Греции музыкального инструмента, под аккомпанемент которого поэты декламировали свои стихи). Конечно, лирика - один из трех родов литературы, произведения которого отражают внутренний мир автора, его переживания и чувства - существовала и ранее, в литературах Шумера и Египта, но только в Греции лирическое творчество стало нормой и традицией, ярко, тонко зафиксированной в произведениях лирических поэтов Архилоха, Солона, Алкея, Феогнида, Анакреонта и легендарной поэтессы Сафо.
Появление и развитие лирической поэзии обычно связывают с именем Архилоха — величайшего из стихотворцев Эллады (нач. VII в. до н.э.). Он вводит в поэзию целый ряд новых стихотворных размеров, заимствованных из народных песен. Для Ф. Ницше Гомер и Архилох — «праотцы и священноносцы греческой поэзии»: «Гомер, погруженный в себя престарелый сновидец, тип аполлонического, наивного художника, с изумлением взирает на страстное чело дикоосящегося в вихре жизни, воинственного служителя муз — Архилоха», - пишет Ницше в произведении «Рождение трагедии из духа музыки».
Древняя Греция стала и родиной театра, как художественного действа, созданного на профессиональной и структурно четкой основе. Ранее в истории культуры имела место лишь театрализация. Древние греки не только разработали сам тип представления, который был подхвачен последующими эпохами, но и стали родоначальниками нового литературно-художественного направления - драматургии, причем сразу в двух ее основных жанрах - трагическом и комедийном. Считается, что первое представление, созданное на основе заранее написанного и имеющего диалогическую форму текста, увидело свет в 537 году до н.э. , и Родина его - именно Древняя Греция. Но от произведений первых драматургов ничего не сохранилось, кроме имен и названий произведений. Поэтому, для нас театр начинается в классический период произведениями «отца трагедии» Эсхила, его младших современников Софокла и Еврипида, а также «отца комедии» Аристофана. Классический период по праву считающийся временем наивысшего расцвета культуры и политической системы Древней Греции, стал и временем утверждения основ театрального искусства.
Все вышеназванные драматурги часто обыгрывали в своих драматических произведениях мифологические сюжеты. В трагедии это было обязательным требованием., за исключением пьес о событиях недавней героической истории Греции. Так, например, Эсхил наряду с «Прометеем прикованным» и «Орестеей» пишет трагедию «Персы», посвященную победе греков в битве при Саламине. Софокл вошел в историю литературы и театра как создатель» «Антигоны, «Царя Эдипа», «Электры», а Еврипид - прежде всего как автор «Медеи» и «Ипполита». Комедии Аристофана - это ярко выраженные сатирические произведения, зло и остро высмеивающие те тенденции в общественной, политической или художественной жизни, которые лично ему кажутся достойными критики. Так в пьесе «Лягушки» объектом его недовольства становятся софисты и Сократ, в «Облаках» -творчество Еврипида. В «Лисистрате» - самой популярной из комедий Аристофана - он выступает как ярый пацифист, критикуя популярную среди некоторых из его сограждан политику войны.
В классическую эпоху значительно преображается и изобразительное искусство. Жившие тогда знаменитые скульпторы — Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие другие — и художники, произведения которых безвозвратно погибли, полностью преобразили пластические каноны древней Эллады. Божество было максимально приближено к человеку, а образы людей становились все более прекрасными и совершенными. Хорошо известены такие произведения, как «Дискобол» Мирона, «Дорифор (Копьеносец)» Поликлета, «Апоксиомен» Лисиппа. Это все спортсмены, победители состязаний. Образы и реальные, и идеальные. Это скорее идеал человека, нежели конкретный человек. Также обстояло дело и с искусством портрета. Запечатленные скульпторами лица древнегреческих политиков, философов, писателей вполне отличимы одно от другого, имеют характерные черты, но вместе с тем и похожи. Похожи своим величием и исходящим от них самоуважением. Скульптор Поликлет к тому же впервые поставил занятия ваянием на научную основу. Это тоже вполне в традициях Древней Греции, жители которой ценили реальные знания и опыт. Он основательно изучил строение человеческого тела, выведя наиболее типичные соотношения между отдельными частями тела. Все свои открытия Поликлет описал в труде «Каноны» и таким образом передал свой опыт потомкам.
Греки по сути дела стали и создателями философии как самостоятельной науки, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке. С древнегреческого слово философия переводится как любовь к мудрости., а само слово впервые встречается у знаменитого Гераклита. У истоков греческой философии, помимо Гераклита, стоят такие личности, как Пифагор, Демокрит, Фалес.
В учении Пифагора проявилась не только связь культуры Греции с культурами Египта и Месопотамии, где он провел часть своей жизни, изучая опыт в области культуры и религии, но и дуализм, присущий непосредственно культуре греческой. Это нашло отражение в параллельном развитии религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости. Пифагор — один из реформаторов орфического мистического культа Греции и одновременно - один из основоположников греческой философии, математики и астрономии. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. Но по свидетельству учеников, именно он назвал Вселенную космосом, а строение мира — стройным целым, подчиненным законам «гармонии и числа». Велика заслуга Пифагора и в создании древнегреческой системы воспитания, основанной на гармоничном развитии всех способностей человека, всех сфер человеческой личности: разума, души и тела. К сожалению, в рамках данного учебного пособия не представляется возможным даже бегло рассмотреть всех представителей греческой философии.
На площадях Афин излагал свои идеи знаменитый Сократ. Человек — не бог, но ему дана бессмертная душа — его личный бог при жизни, с которым он должен соотносить все свои помыслы и поступки. Высшее призвание человека — быть самим собой при любых обстоятельствах. Образ жизни и деятельность Сократа раздражили многих консервативно настроенных афинян, которые в 399 г до н.э. обвинили его в непочтительном отношении к традиционным богам, в попытке ввести новых богов, в развращении молодежи философскими беседами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь. Помещенный в тюрьму Сократ отказался от предложенного друзьями плана побега, считая, что нужно повиноваться закону. В назначенное время он выпил чашу цикуты — растительного яда. Сократ, по словам Цицерона, опустил философию «с небес на землю», обратил внимание философов на человека и его душу.
О человеке спорили и софисты. Алексей Федорович Лосев считал, что софистика «несомненно есть греческое Просвещение». Понимая, что главным препятствием на пути преобразования Афинского полиса выступает обыкновенный рядовой гражданин с его предрассудками, они критиковали традиционное образование, полагая, что оно угнетает в человеке живость и критичность ума. Софисты учили своих учеников мыслить, а, следовательно, - сомневаться, поскольку, с их точки зрения для мышления опасны не сами сомнения, а страхи перед ними.
Одним из учеников Сократа был молодой Платон, посвятивший всего себя учителю, и популяризации его учения. Все свои идеи в позднейших философских диалогах Платон неизменно будет вкладывать в уста Сократа. Казнь Сократа стала для него потрясением; Платон покинул Афины. Он не смог примириться ни с афинской властью, казнившей учителя, ни с обществом, в котором не нашлось места истинному мудрецу. Мир, убивший Сократа, не может быть справедливым и благим. И Платон совершает философский «уход» в собственный мир, мир «эйдосов» или «идей», где нет ничего преходящего и случайного, ничего порочного и несовершенного. В конце жизни Платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогущество идеи Добра, в благую природу человека. Завершающим актом его жизненной драмы становится написание диалога «Законы». По словам А. Ф. Лосева: «Законы» производят впечатление глубочайшего отчаяния философа осуществить свой идеализм гуманными и достаточно идеальными методами». В результате, Платон создает одну из первых в европейской истории антиутопий, рисуя полицейское тоталитарное государство казарменного типа.
Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, впоследствии значительно пересмотревший философские взгляды учителя (ему принадлежит знаменитая фраза; «Платон мне друг, но истина дороже»). Аристотель — вдумчивый и кропотливый ученый-систематик. Он является отцом логики; его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства, (поэтике), риторике, этике, политике. Аристотель был в течение четырёх лет воспитателем сына македонского царя Филиппа II Александра. Впоследствии великий полководец скажет о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». После того, как Александр стал царём, Аристотель вернулся в Афины, где открыл свою философскую школу — Ликей. В этом он также последовал примеру своего учителя: созданная Платоном в Афинах школа, Академия, просуществовало более 900 лет, и была закрыта уже в эпоху средневековья.