Смекни!
smekni.com

Архитектурные памятники Ижевска (стр. 1 из 3)

Содержание.

  1. Архтектурные памятники Ижевска ……………………………………………………3
  2. Свято-Александро-Невский собор …………………………………………………….4
  3. Приложение №1 ………………………………………………………………………...9
  4. Приложение №2 ………………………………………………………………………..10
  5. Приложение №3 ………………………………………………………………………..11

Архитектурные памятники Ижевска

В познании истории человеческого общества важная роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины.

В удмуртии на начало 1997 года выявлены и зарегистрированы 1595 памятников. На государственной охране нахдятся 11 памятников российского и 204 памятника республиканского значения, остальные взяты на учет в администрациях городов и районов.

Наиболее известные памятнки города Ижевска:

Александро-Невский собор (1820-1823), главный корпус железоделательного завода (1809-1844), здание Арсенала (1823-1825), Крестовоздвиженская часовня, Троицкая церковь (1785г.), Памятник А.Ф.Дерябину (1907г.), Памятник-монумент «Навеки с Россией» (1972 г.), «Крокодил», Памятник Пельменю и др.

Свято-Александро-Невский собор

Архитектор А.Д.Захаров при участии С.Е.Дудина.

Построен в 1816-23 по образцу проекта несохранившегося Андреевского собора в г. Кронштадт (1817, арх. А.Д.Захаров). Центальный предел освящен в честь св. благоверного Великого кн.Александра Невского, правый (юж.) придел – во имя св. великомученицы Екатерины (ее день долго отмечался как общеижевский праздник), левый (сев.) – в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний «пещерный» храм – в честь св. мучеников Власия и Модеста.

В марте 1922 г. коммисия под пред. Чл. ВЦИК И.А.Наговицина изъяла из собора 5 пудов серебра, золота, драгоценных камней. В марте 1929 г. собор закрыт по требованию юношеского Союза воинственных безбожников. Летом из него были изъяты все 24 колокола. Тогда же разрушена колокольня и собор переоборудован в клуб.

В 1932 г. после новой реконструкции здесь открылся кинотеатр «Колосс». В 1937 снесен купол.

Собор возвращен верующим в 1990 году. В последнее десятилетие XX в. собор Святого Благоверного князя АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО в Ижевске оказался средоточием финансовых, духовных и творческих усилий не только духовенства и прихожан всей епархии, но и обычных граждан, далеких от Церкви, однако постепенно осознающих необходимость помочь ей в нелегком деле возрождения главной святыни кафедрального города Удмуртии. Чудесно преображаясь день ото дня, это здание будоражило общественное внимание своей редкостной, таинственной красотой. Уже поэтому оно постепенно стало восприниматься символом возрождения самой Ижевской и Удмуртской епархии.

История.

Необходимость возведения собора в центре Ижевска была осознана заводскими и духовными властями после пожара 1810 г., уничтожившего значительную часть застройки поселка вместе с главной тогда церковью Ильи Пророка. Уже на следующий год заводской архитектор С.Е.Дудин, избранный также ктитором (старостой) упомянутой церкви, выполнил проект монументального собора с тремя престолами, тремя колокольнями и прямоугольным в плане алтарным выступом (что составляло одну из особенностей его архитектурного почерка тех лет). Проект выдающегося зодчего, окончившего Академию художеств с большой золотой медалью, да еще и стажировавшегося в Италии, был расценен в Петербурге как "великолепный". Но власти все же сочли, что строительство монументального здания потребует "знатных издержек" и будет "излишним в столь глухом и отдаленном краю". Осуждались не архитектурная идея С.Е.Дудина или уровень его мастерства, а только лишь некоторое, весьма условное, масштабное несоответствие предполагавшегося грандиозного собора и, как виделось столичным властям, небольшого, не слишком усердного к православию заводского поселка. Особенно поразительно в связи с этим то, что отвергнутый дудинский проект через три года начали осуществлять в прикамском селе Мазунино. "Ижевский" собор богатые и богомольные крестьяне ухитрились выстроить всего за 22 года – к 1836 г., правда, поначалу с помощью французов. Так поднялся один из шедевров культового зодчества Удмуртии. В 1936 г. церковь в Мазунине закрыли и разграбили. Крыша рухнула и была разворована в 1970-е гг. Своды храма Преображения пока еще держатся. Но в атмосфере полного равнодушия к судьбам памятников культового зодчества есть реальная угроза безвозвратной утраты этого романтичного создания С.Е.Дудина – старшего "побратима" Александро-Невского собора.

Взамен отвергнутого дудинского проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского собора в Кронштадте А.Д.Захарова (1817). С.Е.Дудин, будучи учеником, а в 1800-1803 гг. еще и помощником этого великого зодчего, смог хорошо понять авторский замысел. Он тактично откорректировал чертежи учителя, исходя из местных условий. Ижевец, например, заменил дорогие материалы (гранит и пр.) на заводское литье, а также упростил отдельные архитектурные формы. Большой собор возвели и украсили всего за три года, поскольку на стройке сконцентрировались усилия мощного оружейного завода и она подлежала также высочайшему контролю. Новый храм возводился на личные средства Александра I. В октябре 1824 г. он, кстати, проезжал через Ижевск и посетил "свой" собор. Естественно, что собор оказался посвящен соименному царю святому, его небесному покровителю, полководцу АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ. Такое посвящение, кроме того, было органично для города-завода оружейников. Дни святого АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (12 сентября и 6 декабря) отныне отмечали здесь особо торжественно как главные престольные праздники Ижевска.

Правый придел был освящен во имя святой великомученицы Екатерины. Ее день (7 декабря) отмечался на заводе с не меньшим размахом. Мастеровые издавна, явочным порядком, устраивали себе в этот день выходной (поскольку он совпал с днем перехода прежнего завода Шуваловых в 1763 г. в казну) и проводили трехдневную Екатерининскую ярмарку с непременными катаниями в разнаряженных кошевках. Левый придел собора был освящен во имя иконы Казанской Богоматери, а нижний, "пещерный" храм – во имя святых мучеников ВЛАСИЯ и МОДЕСТА.

Собор представляет собой идеальное воплощение культовой постройки высокого русского классицизма – строгого, "державного", по-петербургски холодноватого и щеголевато отточенного в общем силуэте и деталях. В истории архитектуры Удмуртии данное здание единственное окружено сразу восемнадцатью отдельно стоящими колоннами, типичными для высокого классицизма. Столь же характерен для него и наиболее совершенный тип объемно-плановой композиции собора. Данная композиция оказалась органично близка С.Е.Дудину как мастеру высокого классицизма. Развивая идеи А.Д.Захарова, а также К.Н.Леду, ижевец вообще большинство своих храмов подчинял пластическому образу "шара на кубе" ("шар" вписан в полусферу купола и барабана, венчающего "куб"-четверик холодного храма). Этот образ определяет и внешний облик захаровско-дудинского создания в центре Ижевска.

Квадратный в плане, кубический по массе холодный храм перекрыт сферическим сводом на барабане. Распор гасят четыре мощных пилона со срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши. Главный неф отделен от боковых двумя колоннадами ионического ордера, из четырех колонн каждая. Перекрытие над главным нефом – коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера холодного храма (аналогичный портик отмечает и западный фасад собора). Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным энтазисом (утолщением). Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной соответствует пилястра.

Над четвериком основания с западной стороны возвышаются два яруса колокольни типа восьмерик на четверике. Наиболее существенным отличием от кронштадтского прототипа является то, что там, у А.Д.Захарова, вместо восьмерика располагалась ротонда. Это различие объяснимо прежде всего тем, что в Ижевске верхний ярус колокольни был выстроен капитально (в камне, вместо прежнего деревянного яруса) только в 1877 г. – уже без захаровских чертежей и дудинского контроля, в атмосфере, когда стилевые тонкости высокого классицизма казались устаревшими и чрезмерными. Но данное различие не имеет какого-либо негативного значения. Наоборот, оно придает ижевскому зданию индивидуальную окраску.

Храм стал градостроительным, идеологическим и даже астрономическим центром Ижевска. Последнее обстоятельство связано с тем, что именно колокольню собора избрали одним из 52 астрономических пунктов Вятской губернии. Точнейшие координаты колокольни были впервые определены военными топографами Генерального штаба в 1858 г.

С.Е.Дудин талантливо связал собор в единую градостроительную композицию с главным корпусом орркейного завода, своим основным шедевром. Стройная колокольня ритмически и стилистически соответствовала заводской башне, расположенной с ней на одной оси. Промежуточный узел на той же оси образовала увенчанная скульптурой ангела с крестом триумфальная колонна в память князя Михаила Павловича. Таким образом, за 36 лет по градостроительным наметкам С.Е.Дудина в центре Ижевска сложился ансамбль, не имевший аналога в русском зодчестве. Ведущая градостроительная ось этого ансамбля ярче, чем где-либо еще, проиллюстрировала чередованием своих элементов державную православную триаду "ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО ("Православие, самодержавие, народность"). Элементам триады точно соответствовали три узла главной оси Ижевска, вдоль которой ежедневно проходили тысячи рабочих завода: