Смекни!
smekni.com

Молодежная субкультура хип- система (стр. 2 из 5)

Лозунг хиппи — «включись, настройся, выпади». Включись, т. е. покинь общество правил и предписаний, обрети свой мир. «Настройся», т. е. погрузись в себя, найди веру, смысл и цель. «Выпади» (drop out) — термин, имеющий самый сложный ассоциативный смысл,— уйди из мира бюрократического рационализма, покинь учебные скамьи, уйди от штампов окружающей жизни, составь поколение отверженных, посвятивших себя культу рока, наркотиков и любви (10, с. 387).

Движение хиппи было проникнуто ностальгией по староамериканскому Западу, культуре индейцев, диким землям, простой жизни. «Выпадение» приняло форму создания совместных поселений в сельских местностях, на окраинах некоторых городов и на территориях индейских резерваций (2, с. 98). В 1967 г. только в США было около 400 тысяч хиппи и еще около 100 тысяч «невидимых» хиппи — тех, кто работая и учась, тгак или иначе разделял ценности этой субкультуры (14, с. 206).

Первые российские хиппи появились в конце 60-х гг. как результат увлечения в элитной молодежной среде (прежде всего, среди детей «выездных» родителей) очередной зарубежной модой — на внешний вид, музыку, а затем образ жизни. Поскольку хиппизм первоначально прижился в среде так называемого «хай лайфа» (красивой жизни), он долгое время оставался элитарным, немногочисленным. Но постепенно социальная база движения расширялась и «демократизировалась», так как доступ к зарубежным и отечественным источникам информации, записям музыки, предметам модной одежды и т. п. стал возможным также для подростков и молодых людей из других социальных слоев (4, с. 100).

Вместе с тем вскоре появился новый, более модный молодежный стиль — панкизм, усиливший эпатажные тенденции хиппизма и отказавшийся от его романтических мотивов. Исчезла элитарность, исчез элемент новизны. Одно время даже казалось, что хиппизм отмирает, однако с 1985—1987 гг. он вновь оживился и 1 июня 1987 г. «система» отметила свое двадцатилетие.

Символика, нормы поведения, фольклор и даже внешний вид «тусовки» (собрания) хиппи воспроизводятся с впечатляющей неизменностью. Состав здесь почти полностью сменяется каждые три — пять лет, но субкультура остается практически неизменной. Она имеет уже двадцатилетнюю историю и насчитывает десятки тысяч сторонников во многих крупных городах (4, с. 99).

В отечественной науке исследованием зарубежных молодежных субкультур особенно интенсивно занимались Ю. Да-выдов и И. Роднянская, отечественную хип-систему специально изучали И. Мазурова, М. Розин и Т. Щепаньская.

Самоназвание и образ жизни

За свою историю субкультура несколько раз меняла название — хиппи, «система», «волосатые» и др., сохраняя неизменным лишь образ жизни и картину мира. Ныне она несколько иронически называет себя «системой». Сегодня трудно найти членов субкультуры, которые называли бы себя «хиппи». Они говорят: «я — волосатый», «я — пипл», «я — системный человек», «я — тусовочный человек», наконец, просто «я — человек», отказываясь от других обозначений.

На поведенческом уровне быть хиппи означает иметь внешний вид хиппи (о нем ниже), принимать участие в сборищах («тусовках»), в «сейшнах», (т. е. особенно торжественных тусовках, например, на концертах рок-музыки), время от времени употреблять наркотики (или рассуждать об этом), путешествовать автостопом. Во время тусовок хиппи беседуют, встречают знакомых, договариваются о делах, обмениваются информацией.

Хип-система выработала собственный язык (сленг), свои песни, стихотворения, манифесты и главное — множество фольклорных историй («телег», «системных анекдотов»), повествующих о деяниях легендарных хиппи. Участники объединений имеют многообразные личные связи (хиппи даже из разных городов всегда найдут общих знакомых),места сборищ («тусовки») и квартиры («флэты»), систему оповещения. Но, главное, эта субкультура опирается на общую, довольно своеобразную картину мира, впитавшую в себя (хотя и в сильно трансформированном виде) фрагменты древнейших религиозных культов, экзистенциализма, современного оккультизма, идей Руссо, авангардистов и ультралевых бунтарей (4, с. 99).

Картина мира

Жизнь в картине мира хиппи представляется некой рекой, единым потоком, не зависящим от воли пловца. Если люди, не понимающие этого, пытаются плыть против течения или прибиваются к берегу, то настоящий хиппи умеет отдаться потоку и не сопротивляться ему. Образы этой картины мира насыщены религиозной тематикой, связанной с идеей преодоления соблазнов: богатства, власти, благополучия — и вступления на путь отречения. Образы и дихотомия умирания-возрождения в картине мира хиппи также заимствованы из религии. В христианстве соответствующий этой идее символ — распятие и воскресение, в буддизме —нирвана, одновременно смерть и освобождение. Эти образы представляют тему ухода и отказа, а также тему возрождения, занимающие центральное место в картине мира хиппи (4, с. 114—117). Они строят ее, опираясь на опыт Востока и в чем-то — на условный образ американских индейцев, островитян Океании и т. д. (8, с. 92).

Легче всего этап отречения от общества можно начать, физически удалившись из той обстановки, которая определяла предыдущую жизнь. Отсюда — образ Пути, составляющий стержень картины мира в хип-системе. Он порождает культ путешествий во времени и пространстве. Формируется образ хиппи-путешественника: ни дома, ни вещей, ни денег, одежда постепенно изнашивается, отрастают волосы, борода. В картине мира доминирует образ хиппи, который в идеале никуда не возвращается и всю свою жизнь проводит в дороге (4, с. 107).

Важное место в картине мира хиппи занимает образ «Я» — представление о самом себе. Человеку, решившему стать «настоящим хиппи», предстоит существенно преобразовать свою личность, резко изменить образ «Я». Этому служит, в частности, смена имени. Попав в хип-систему, ее участники теряют имя, данное им при рождении, и получают новое. Его либо придумывают окружающие в память какого-либо события или подчеркивая какие-то черты характера того, кто будет его носить, либо человек сам выбирает его себе. Как правило, имена собственного изобретения не слишком объективно отражают характер своего владельца, а скорее тяготеют к некоторой романтической красивости (Пьеро, Сталкер, Солнышко, Шаман, Гуру). Нередко русские имена переделываются на иностранный манер: Андреи становятся Энди или Анжеями, Борисы — Бобами, Михаилы — Мишелями и т. п. (4, с. ПО).

Изменение образа «Я» требует полного стирания из памяти подлинного имени, фамилии, отчества, считая их закрепленными за человеком знаками, под которыми он существует в сознании родителей, учителей, всех, с кем общался до того, как попал в «систему». Поэтому отказаться от них — значит уничтожить образы данного человека, которые сложились вне «системы».

Человек наделяется символом — системным именем. Его толкование первоначально ограничивается указанием на группу, к которой принадлежит человек. Суть образа «системы» и ее ценности — совесть, человеколюбие, странничество, поиски Бога. Новое имя как бы включается в образ «системы» и через него «система» формирует у человека своеобразную картину мира (11, с. 107).

В реальности, конечно, сохраняется два имени: одно для «системы», другое — для семьи, учебных заведений и т. п.; они существуют как бы в параллельных плоскостях, помогая размежевать два образа: «Я» в «системе» и «Я» в миру. Создается два действующих лица и предполагается, что одно из них не может нести ответственности за поступки другого(4, с. ПО). Формирование членами «системы» своего нового образа, конечно, не сводится ни к изменению имени, ни к изменению внешности. Длинные волосы, «фенечки», джинсы в заплатах — это всего лишь обрамление существенной внутренней метаморфозы, которое состоит прежде всего в изменении образа собственного «Я» (4, с. ПО).

Трансформируя образ «Я», хиппи стремятся отказаться от всех привычных представлений о своей личности («я не мужчина, не женщина, не старик, не ребенок, не имею профессии, семьи, у меня нет закрепленного места в социуме...»). Чтобы довести эту тенденцию до логического конца, требуется отказаться и от самого названия «хиппи», что и делают участники движения.

Но чтобы окончательно расправиться с прежним «Я», человеку нужно стереть координатную сетку, разграфляющую его сознание, выйти в «иную реальность», отправиться в «психоделическое путешествие». Наиболее эффективное средство для этого — наркотики и рок-музыка (4, с. 113). Своеобразно отношение хиппи к психическому заболеванию: такой диагноз не только не является позорным клеймом, но даже бывает предметом гордости, так как психически больной человек «путешествует» постоянно, не нуждаясь в каких-либо дополнительных средствах. Любимое психическое заболевание хиппи — шизофрения (4, с. 113—114).

Одно из центральных мест в картине мира занимает «образ настоящего хиппи». Он ясно вырисовывается в рассказах членов субкультуры о своем жизненном пути. Рассказы эти тяготеют к единой схеме: вначале жизнь разворачивается в атмосфере абсолютного благополучия, потом возникает чувство неудовлетворенности, которое постепенно возрастает и достигает критической точки. Она и оказывается моментом прозрения, с которого начинается собственно хипповская биография. В результате прозрения приходит понимание того, что необходимо отречься от старых ценностей, порвать с миром привычных вещей и отношений. Так начинается второй этап в жизни хиппи — этап ухода. Третий, идеальный этап — полное освобождение от «шелухи» внешнего мира, некое благостное состояние, апофеоз свободы, любви, гармонии и слияния с природой (4, с. 105). Образ «настоящего» хиппи — собирательный образ всех тех, кто пережил подобный кризис.

Сохранение картины мира обеспечивает воспроизводство «системы» — ее традиций, образа жизни, норм поведения.

Символика

Живописные лохмотья, самодельные торбы, бисерные фенечки, которыми увешаны тусовщики, неряшливость в одежде, длинные, свободно развевающиеся волосы — все это символы. Символическое значение имеют не только атрибуты, но и те действия, которые становятся ритуалами (11, с. 104).