Смекни!
smekni.com

Молодежная субкультура хип- система (стр. 5 из 5)

Путешествуя, хиппи обычно передвигаются двойками, четверками, шестерками. Нужно как можно дальше проехать на электричке, выйти на большую трассу и здесь «поймать» грузовик.

Куда идут и едут странники? Внешне все вроде бы ясно: потусоваться, посидеть, пообщаться. С трассы сразу идут на тусовку, а там ищут, кто бы «вписал на ночь на флэт».Однако на деле трасса идет не столько через географические точки, сколько через места, олицетворяющие те или иные ценности, те или иные сообщества, и проезжающий примеривает их к себе: может, это и есть его судьба.

Есть места, куда специально едут из-за якобы их особого «энергетического» поля. Таковы, например, «Сайгон» — кафе на углу Владимирского и Невского проспектов в Петербурге, «Ротонда» — подъезд на пересечении Фонтанки и Гороховой там же, старинный заброшенный монастырь под Москвой, где часто видели НЛО.

Если речь идет о «ближних» путешествиях — то их конечными пунктами чаще всего бывают Петербург и Прибалтика, а «дальними» целями служат Крым, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток (4, с. 102). Одним из наиболее престижных маршрутов считается Улан-Удэ, где вблизи города находится известный буддийский монастырь. Иногда «трасса» ведет на Алтай, что связано с нетрадиционным религиозным учением — Агни-Йогой. Столь же престижно путешествие в Среднюю Азию, где по бытующим легендам можно найти суфиев (мусульманских мистиков) (4, с. 103).

Конечные пункты (станции, «порты») на самом деле не Москва, Ленинград или Гауя, а разные сообщества. Но, кроме того, трасса — это еще и фильтр, допускающий в ядро сообщества только носителей норм «системы». Таким способом обеспечивается постоянное воспроизводство картины мира и не допускается ее изменение. Все это составляет довольно совершенный механизм самозащиты субкуль­туры (11, с. 109).

Коммуны у хиппи

На излюбленных хиппи маршрутах нередко организуются хипповские «коммуны». Это понятие не менее важно для характеристики образа жизни участников «системы», нежели «тусовка», «флэт», «трасса». Одна из более или менее постоянно действующих коммун существует около Пицунды, еще несколько — в Крыму, в Латвии. Время от времени возникают подмосковные коммуны .

Коммуна — это палаточный лагерь или несколько лагерей. Некоторые хиппи приезжают в них весной (с наступлением тепла), а уезжают только осенью. Они и организуют лагерь в качестве «хозяев». Другие обитатели (гости) коммуны приезжают на несколько дней. Времяпрепровождение обитателей лагеря почти ничем не отличается от жизни на флэту (4, с. 103).

Итак, хиппи реализуют четыре основные формы времяпрепровождения: в городе — это тусовка и флэт, за его пределами — трасса и коммуна. По идее, ничем другим хиппи и не должен заниматься (по крайней мере постоянно). В реальности же одни («олдовые») все время «тусуются», зимой перебираются с флэта на флэт, летом путешествуют; другие («пионеры») лишь на время включаются в хипповскую жизнь — например, подросток убегает из дома и неделю живет на флэту, в остальное время он учится или работает, ведет обычный образ жизни, ограничиваясь поддержанием контактов с другими хиппи на тусовках (4, с. 104).

Функция субкультуры

Социальный статус большинства «настоящих» хиппи неопределенен. Типичная фигура — художник-авангардист, работающий в котельной кочегаром. Дворники — философы, бомжи — основатели религиозных направлений, отчисленные студенты, обедневшие рок-музыканты. Они «выпали» из самых разных слоев — это дети уборщиц и генералов, но сами они — никто.

И вовсе не возраст (как это принято считать среди исследователей «молодежной субкультуры»), а неопределённость бытия становится «системообразующим» признаком, поэтому в «системе» есть сорокалетние, а некоторые «тусуются» и до шестидесяти лет (11, с. 104—105).

Социальная неопределенность для каждого в отдельности мучительна. Ее сопровождают отсутствие «смысла жизни», идей, ценностей, которые могли бы стать «своими»; отсутствие друзей, группы, к которой можно было бы принадлежать; наконец, нет своего дела, ради которого стоило бы жить. Ощущается острая потребность в социальной определенности. Тате Осознается главная задача практически каждого пипла — поиск «своего места» в социальной структуре (11, с. 106).

Вся «система» — временное соглашение самых разных людей, их прию/на период поиска. Потом каждый отыщет свою нишу в обществе и уйдет с тусовки (или не отыщет и уйдет из жизни). Пребывание в «системе» представляет собой перебор разных сообществ и поиск «своего». Одни задерживаются здесь надолго и, проникшись ее идеологией, остаются в «системе» хранителями ее традиций. Другие, пройдя «систему», в конце концов занимают ту или иную социальную ячейку: кто женится, кто поступает в вуз или завоевывает признание как поэт, художник, рок-музыкант, политический деятель (11, с. 112—113).

Трасса служит символом «системы» как пути, а места, куда приезжают, «порты»,— символами разных сообществ. Каждое — возможное решение главной для пипла задачи: найти «свое» сообщество, свое место в социальной структуре, преодолеть подвешенность и неопределенность. Каждое сообщество — берег, к которому можно прибиться.

«„Система" — это катализатор развития,— заявил исследователю один из „настоящих" хиппи. — В „системе" информация гуляет: начатки философии, религии. Системаускоряет то, что в тебе заложено,— если деградация, то (люди) деградируют, если творчество, то ускоряет. Что в тебе заложено — резко убыстряется, процесс развития или деградации» (11, С. 108).

Структура хип-системы

Субкультура хип-системы отнюдь не однородна. Внутри нее выделяются, как минимум, три слоя. Хиппи со стажем называются «олдовыми», новички — «пионерами». Между пионерами и олдовыми находится средний слой — «настоящие пиплы»; это базовая личность «системы», воплощение ее норм и ценностей, те, кто, собственно, и определяет ее лицо. Они понимают традиции тусовки и выполняют их. Олдовые же не всегда выполняют, потому что многие из них разочарованы, утратили тусовочный романтизм. Пионеры не следуют традициям просто потому, что не знают их, хотя и стараются освоить. Статус «настоящего пипла» пионер получает после того как прошел трассу.

В системе есть внутреннее ядро и внешнее окружение: так называемая «старая» и «новая» системы. Старая система состоит из взрослых людей (вплоть до сорока лет), для которых хиппизм — это вся жизнь. В большинстве случаев эти люди не имеют постоянного места работы, семей. «Новая» же система объединяет в основном лиц в возрасте 14—20 лет. Они «совмещают» хиппизм с учебой, работой, не всегда придерживаются заповедей об образе жизни «настоящих хиппи», но зато отдают предпочтение атрибутике, сленгу и т. п.

«Новая» система тесно соприкасается с панками и металлистами. Фактически она объединяет большинство подростков, «тусующихся» в центре города, которые используют самые разные субкультурные стили, так что часто даже трудно отнести их к определенной субкультуре. Старая же система контактирует в основном с неформальными группами социальной инициативы (экологистами и др.), со средой мистиков — (например, последователями учений Агни-Йоги), с группами авангардистских поэтов, художников, рок-музыкантов.

В лице хип-системы российское общество имеет устойчивую, развитую молодежную субкультуру, создавшую весьма своеобразную, резко отличную от культурного ядра картину мира. В зависимости от того, какое направление примут тенденции развития общества, эта субкультура будет либо разрастаться, либо уменьшаться. Но, представляется, вряд ли она в ближайшее время исчезнет совсем. Но в любом случае ее изучение имеет большое значение как для теории субкультурной стратификации, так и для практики современной культурной политики.

ЛИТЕРАТУРА

Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе // Американская социология. М., 1972.

Давыдов Ю. К, Роднянская И. Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип восприятия и социальная болезнь), м., 1980.

Лапина Н. Ю. Динамика социального развития современной Франции (социокультурные аспекты). М., 1993.

Мазурова А. И., Розин М. В. Развитие, структура и сущность хиппизма // По неписаным законам улицы... М, 1991.

Мазурова А. И. Сленг хип-системы//По неписаным законам улицы... М., 1991.

Mud M. Иней на цветущей ежевике. М., 1988.

Розин М. В. Психологические причины демонстративного поведения членов неформальных молодежных группировок//Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. М., 1990.

Сосновский Н. «Миф о люберецком „Гарлеме", или Наш последний интернациональный долг» // Знание — сила. 1992. № 4.

Сундиев И. Ю. Молодежные движение в контексте социальной самодеятельности // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. М, 1990.

Хиппи // Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

Щепанъская Т. Трасса — путь в «систему», путь в жизнь // Знание — сила. 1992. № 3. (Этнограф, изучающий символы и ритуалы — примеч. авт.).

Щепанъская Т. Процессы ритуализации молодежной субкультуры//Советская этнография. 1988. № 5.

Galland О. Un nouvel age de la vie // Rev. fr. de sociologie. Paris, 1990. № 31.

Cross H. J., Pruyn E. L. Adjustment and Counter Culture // Human Behaviour in a Changing Society. Boston, 1973.