Содержание
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
1. 1. История бани……………………………………………………………….. | 4 |
2. Оздоровительное воздействие бани на организм человека……………... | 8 |
3. Кому противопоказана баня?........................................................................ | 15 |
Заключение……………………………………………………………………. | 17 |
Список используемой литературы…………………………………………... | 18 |
Введение
Человек хочет быть здоровым, но хочет, чтобы к этому прикладывалось как можно меньше его собственных усилий. Ведь спортом, различными физическими упражнениями могут заниматься далеко не все из-за отсутствия свободного времени, лени или по каким-то другим причинам. Помогает сохранить здоровье, избавиться от различных заболеваний и болезней баня. Практически все ее посещают, часто не задумываясь, сколько пользы она приносит организму. Однако не следует думать, что баня может избавить от всего. Это не так. Она не поможет избавить от врожденных дефектов или, например, язвы желудка. Зато баня может избавить человека от простудных заболеваний, поможет в «борьбе» с хондрозами, очистит организм от накопившихся (и накапливающихся постоянно) ненужных веществ, которые сами провоцируют развитие многих серьезных заболеваний (они могут откладываться в кишечнике в виде затвердевших каловых масс, желчном пузыре, печени, почках и мочевом пузыре в виде песка или камней, забивать сосуды избыточным холестерином, откладываться в позвоночнике в виде солей).
Баня не только средство от болезней, но и приятный отдых после тяжелого дня. Это, своего рода, народное средство, которое не является тайной и о котором многие знают.
История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.
За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.
В Древней Греции бани появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре,
Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость — до старости мы вместе», такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.
В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день.
Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью — драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в Риме было построено 150 общественных бань.
Следует отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь жаровня, на бронзовой решетке — камни над раскалёнными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.
В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128—56 годы до н. э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,— утверждал Асклепиад — завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.
Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.
Есть сведения, что еще в договоре Руси с Византией (907 г.) русичи обеспечивали свое право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «И да творят им мовь елико хотят». В самой древней из сохранившихся русских летописей «Повести временных лет» (945г.) упоминается баня в Великом Новгороде, где люди, обнажившись, обливались щелочным квасом, били себя вениками и под конец окатывались холодной водой.
О русских банях писали многие иностранные путешественники. Олеарий (немецкий ученый 1603—1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому что во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,— сообщает Олеарий,— могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».
В старину, когда начинала работать парная, банщик ходил по улицам Москвы и зазывал народ: «В баню! В баню!» Баня у русских людей, отмечает историк Н.И. Костомаров, насущная потребность не только для соблюдения чистоплотности, не только главное лекарство от всех недугов, но и своего рода наслаждение. А.С.Пушкин никогда не забывал о русской бане, великолепие которой так вдохновенно воспел в «Руслане и Людмиле». А врач семьи Пушкиных И.Т. Спасский был большим знатоком народной медицины и опубликовал в журнале «Друг здоровья» за 1835 год «Краткий очерк врачебного отношения к бане». Известно также, что в первой половине Xll века внучка киевского княза Владимира Мономаха Евпраксия еще в детстве увлеклась народной медициной, а больше всего интересовалась целебными травами и русской баней. Ее «Лечебник» дошел до наших дней. Немало сказано в нем и о пользе русской бани, без которой «не быть здорову».
Так писал о русской парной бане в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы Елизаветы Петровны: «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк. ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.
Ученик М.В. Ломоносова, первый русский профессор медицинского факультета Московского университета С.Г. Зыбелин (1735-1802) развивал идею своего великого учителя о народном здравии. «Лечить по возможности без лекарств, с помощью природных средств»- таков был его девиз (Зыбелина). В своей книге «О купаниях, ваннах и банях» медик пишет: «Какое обновление и возрождение сил чувствуешь при выходе из бани. Самый процесс парения и мытья есть наслаждение. А следующее затем чувство бодрости, свежести и веселого расположения духа стоит любого наслаждения».
Академик И.Р. Тарханов (1846-1908) вошел в историю как крупный физиолог. Ученый пытливо искал различные стимулы для улучшения жизнедеятельности человеческого организма. С позиции повышения жизненного тонуса людей Тарханов заинтересовался и баней. В своих исследованиях он открыл основные пружины механизма, влияющего на кровообращение и все другие человеческие органы и системы.
Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно: мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.
В ванне благоустроенной квартире эффект бани, к сожалению, недостижим. А именно прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечнососудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные, способности.