С другой стороны, "заданным целым" может быть и структура предложения, а также структура более крупного синтаксического единства (от группы предложений до сообщения в целом как совокупности предложений). Синтаксическое единство тоже предполагает вполне определенный порядок сочетания компонентов- как компонентов в составе предложения, так и предложений в составе сообщения.
Порядок этот регулируется так называемым нормативным синтаксисом, пересмотр правил которого- с переструктурированием синтаксических единиц - и приводит к появлению макрофигур, то есть иных в структурном отношении построений. Эти построения опять же воспринимаются нами лишь как частично новые: в реконструированном варианте обычно легко просматриваются контуры прежних структур. Возникающие между прежней и новой структурой отношения порождают интересные в семантическом плане переклички, ради которых, собственно, и осуществляются макрофигуры.
Область микро- и макрофигур есть, как и в случае с тропами, область паралогики. Паралогика выступает здесь в качестве своего рода параграмматики, конфликтной по отношению к традиционной грамматике и постоянно игнорирующей священные для нее правила. Следствием этого являются, однако, "новые композиции известных компонентов", а стало быть, и возникающие при них неожиданные смыслы. Особенно сложные смыслы дают фигуры, осуществляемые в масштабе целых сообщений, то есть организующие гиперсинтаксическое целое и осуществляемые в несовместимых семантических пространствах.
Кстати, отличать такие сложные фигуры от более простых случаев, "реализующих некоторые стандартные смыслы", необходимым считает и В.Н. Топоров - автор статьи "Фигуры речи" в Лингвистическом энциклопедическом словаре. Здесь же предлагается и "геометрическая классификация "фигур: "...элементарные синтаксические типы (то же относится к единицам звукового или морфологического уровней) как единицы языковой парадигмы упорядочиваются в речи (в тексте) в соответствии с некоторыми принципами пространственной организации, образуя своего рода подобия геометрических фигур, хотя самой структуре языка такая пространственность не присуща. ' 1 '
Иначе говоря, элементы языка, подвергшись пространственному упорядочению в тексте в соответствии с общими принципами пространственной семиотики, становятся фигурами речи, которые могут быть выражены в пространственной проекции., Например, повторение: ааа...; чередование: abab...; прибавление: abc при ab; убавление (эллипсис): ab при abc; симметрия: ab/ba и т. п., разного рода геометрические фигуры: охват, перекрест (хиатус), инверсия и т. п. Близки к указанным и такие фигуры речи, которые основаны на операциях развертывания (a - a1 а2 а3), свертывания (a1 a2 а3- а), восходящей и нисходящей градации, увеличения и уменьшения, улучшения и ухудшения, членения и соединения, противопоставления (с богатым набором типов), уравнивания, уподобления, сравнения и т. п."[31]
Однако, как было обещано выше, мы в этом пособии будем рассматривать фигуры как реконструкции, осуществляемые с помощью паралогики. Реконструкции эти находятся не только в конфликте с грамматикой, но, по большому счету, и в конфликте с собственно логикой: структуры эти, будучи построенными по-новому, таким образом утрачивают самотождественность и перестают соответствовать одному из основных логических законов, а именно закону тождества. О "нарушениях" по линии закона тождества мы время от времени будем вспоминать в ходе анализа конкретных фигур.
§ 6.2.1. Микрофигуры
Под микрофигурами, как следует из предшествующего параграфа, понимаются трансформации, осуществляемые в составе структуры слова.
1 (38) Метатеза. Греческое слово "metathesis" переводится как перестановка. Метатеза не предполагает никакого определенного типа перестановки - так что практически любая перестановка может квалифицироваться в качестве метатезы. В частности, одна из модификаций каламбура, а именно третья (см. выше, каламбур при омофонии), тоже может рассматриваться как метатеза: развести их практически не представляется возможным. Единственное, что возможно, это иметь в виду, что, характеризуя такое речевое явление, как каламбур, мы имеем в виду прежде всего смысловое преобразование слова, а характеризуя его же как метатезу - прежде всего структурное преобразование слова.
В широком смысле метатеза свойственна языку вообще (она попадает в язык главным образом через диалекты и просторечия). Однако нас интересует использование возможностей метатезы-фигуры, то есть метатезы как определенной паралогической операции.
· Модель: лгасность
· Пример', (газетный заголовок) Коррупция в странах Приблатики
Понятно, что такая перестановка - в отличие, например, от просторечной (и семантически немотивированной (перестановки типа "куриналия" -имеет отчетливо-риторическую функцию, то есть является фигурой, создающей новый смысл в известном и чуть трансформированном слове. Новый смысл, возникающий вокруг неожиданна родственного корня блат,
задает вполне ощутимую тематическую перспективу тексту, посвященному коррупции.
С точки зрения логики такое слово, как "Приблатика", в общем-то не имеет права на существование, поскольку фактически провоцирует нарушение закона тождества, в соответствии с которым, стало быть, "всякая сущность совпадает сама с собой". "Сущность", стоящая за словом "Прибалтика" и "сущность", стоящая за словом "Приблатика", со всей очевидностью не совпадают: условно говоря, ^Приблатика" есть "Прибалтика" плюс приписанный ей автором признак. Игнорирование этого обстоятельства, а также норм словообразования (с точки зрения которых такого слова, как "Приблатика", тоже не существует) создает паралогический эффект, дающий возможность охарактеризовать объект в остро неожиданном отношении.
· Ряд: ветролет; деренегат; солжение; стиховторение; омезрительный.
2 (39)Анаграмма (лат. angranunatismos - перестановка букв) - еще одна микрофигура, связанная с перестановкой, но перестановка эта чаще носит характер миграции. Имеется в виду миграция некоторой группы звуков в состав смежного слова. Таким образом, в случае с анаграммой многое зависит от того, до какой степени легко опознаваема часть одного слова в составе другого.
Если "передающее" и "принимающее" слова легко опознаются, особенных затруднений при прочтении анаграммы не возникает. Когда же они возникают, анаграмма превращается в своего рода шифр: недаром анаграммы в прошлом действительно использовались в подобных целях. С помощью анаграмм зашифровывалось, например, имя божества, произносить которое - в силу определенных соображений - считалось нежелательным.
В более позднее время анаграмму расценивают либо как поэтический трюк, особенно ненагруженный в смысловом отношении, либо как фигуру имеющую риторическую функцию и в этом случае предполагающую определенное "задание". "Заданием" обычно является создание комического эффекта, но могут быть также и задания другого рода (например, обострение отношений между частями высказывания, нетривиальные характеристики и др.).
· Модель: (студенческая шутка) пролетара диктатуриата
· Пример: Основные качества, присущие нынешним российским лидерам, - близозоркость и дальнорукость.
Отчетливый пример хорошей анаграммы, позволяющей дать нетривиальную и точную характеристику "нынешним российским лидерам", которые не умеют прогнозировать, но умеют прибирать к рукам даже то, что им не принадлежит. Данная анаграмма базируется на словах, части которых, даже будучи переставленными, не утрачивают самостоятельного значения и способны обогатить "принимающее" слово новым смыслом. Понятно, что анаграмма отнюдь не преследует лишь целей "рассмешить адресата" — реакция, которую она вызывает, скорее, обратная.
Паралогический принцип, делающий анаграмму возможной, состоит (кроме игнорирования закона тождества и норм словообразования) в преобразовании правил аналогии: сопоставляются контрарные понятия, нетранзитивные признаки которых рассматриваются как транзитивные. Это и дает возможность обмена соответствующими признаками. • Ряд: петушка и кукух; полуфабриканты; водоударные часы; дерево-стойкие морозы; мисолапые кошки; клаустрология и филофобия.
3 (40)Анноминация (annominatio - инонаименование) - фигура, смысл которой - обнаружить подобие звучаний двух слов и, используя это подобие, создать третье слово, частично заключающее в себе значения двух других в новом синтезе.
Анноминация довольно трудна для исполнения и действительно требует "чувства языка". Тем не менее в последнее время фигура эта становится все более и более популярной, особенно в рекламной и газетной областях речевой практики. Здесь осуществить анноминацию считается "высшим пилотажем", однако стремление анноминировать все и вся часто приводит к весьма неуклюжим конструкциям, требующим объяснений, в то время как хорошая анноминация не предполагает комментариев.
Семантический эффект анноминации очевиден: новое слово, предлагаемое к восприятию, заключает в себе неожиданные переклички хорошо известных смыслов, прежде не состоявших в родственных отношениях, Возникающий вследствие этого резкий смысловой сдвиг и является "оправданием" анноминации,
· Модель: приспособленинцы
· Пример: Вот какова она, наша знаменитая дерьмократия!