Смекни!
smekni.com

Блатная песня terra incognita (стр. 4 из 4)

Список литературы

1 http://www.chanson.ru

2 http://www.alloplus.ru

ЗШелег М. Аркадий Северный. Две грани одной жизни. М., 1997. С.7.

4 http://www.alloplus.ru

5 Ефимов И., Клинков К. В.Высоцкий и блатная песня (курсив мой. —

Л.Б.) Цит. по: www.blat.dp.ua (сайт И.Ефимова "Блатнойфольклор").

6 http://bardnovikov.narod.ru/obozrenie.htm (курсив мой.—А.Б.).

7 Постой, паровоз! Блатные песни. / Сост. И.В.Луговая. Сер. Песни оглавном. М., "РИППОЛ КЛАССИК". 2001. С.81.

8 Там же. С. 84.

9 Там же. С. 116.

10 Там же. С. 147.

11 Блатная песня / Ред. И.Топоркова. М., "ЭКСМО-ПРЕСС". 2001, С.66.

12 Тамже. С. 266.

13 М Шелег. Цит. соч. С. 71.

14 Подробнее об этом см.: Москва с точки зрения. М., 1991. С.47.

15 " Как на Дерибасовской...". Песни дворов и улиц. Книга первая/Сост.Хмельницкий Б.. Яесс Ю., ред. В.Кавторин. СПб., 1996. С.275."Здесь и далее, до того как предложено конкретное определение блатной песни, приходится исходить из эмпирического понимания того, какие песни блатные, а какие — нет, ориентируясь лишь на один критерий: без каких песен блатной жанр уже немыслим, или наоборот, какие песни навряд ли кто-то определит как блатные.

17Новиков В. Высоцкий. Автор и герой.

http://mediapolis.com.ru/alphabet/v/vysotsky_vladimir/zzl/29.htm Справедливостиради следует сказать, что приведенный пример — скорее исключение, языковой эксперимент, каких среди подлиннофольклорных блатных песен единицы.

18 Джекобсон М. и Л. Песенный фольклор ГУЛАГа как историческийисточник. М.,1998. С.77. (В песне "По диким степям Забайкалья" вместо бродяги фигурирует "зэка".)

19 Так, например, лагерная по тематике песня "Поздней осенней поройпадая листья шуршали...", неплохо известная по исполнениюМ.Гулько, путем несложной замены "в тюрьму" на "служить" превращается в солдатскую. Вся ситуация остается той же: мать встречает сына, невеста его не дождалась, сын празднует возвращение и т.д.. но песня уже переосмыслена.

20 Небольшое количество публикаций и исследований все же успело появиться еще в 20-е годы. Прежде всего следует отметить выходивший с 1925 по 1932 в Киеве "Етнографiчний вicник". Уже вторая книга "Етнографiчного вiсника"(1926) содержит сразу три статьи по интересующей тематике: В. Бiлецька — "3 студiй над сучасними пicнями"; В.Петров — "3 фольклору правопорушникiв" и М.Гайдай — "Мелодii блатних пicень". В 1926 году в журнале "Сибирская живая старина" появляется статья И. Хандзинского "Блатная поэзия", позволяющая датировать ряд известных песен. В журнале "Художественный фольклор" (п./ред. Ю.М.Соколова) в 1927 году появилась статья В.В.Стратена 'Творчество городской улицы". Ю.М.Соколову принадлежит и единственное до сих пор пособие по фольклору, имеющее раздел "Мещанские и блатные песни" (Соко-

лов Ю.М. Русский фольклор. Вып.4, 1932.).

21 Имеется в виду песня "Па улице Гороховой ажиотаж..." (с.209). Дведругие песни этого раздела также являются, очевидно, позднейшими стилизациями: "Люблю гулять я в нашем ресторане" ("Мальчики-налетчики") приписывает себе М.Звездинский (обработка М.Шуфутинского), а "Жили-были два громилы" была, вероятно, написана (Р.Фуксом?) для А.Северного на основе старой блатной песни.).

22 Рублевич Л. „Блатную песню в зоне не любят..." // Альманах „Русский Париж" № 2 (74), 2002 г. Беседовал Павел Лохунов, Париж, март 2002 года. http://www.diclon.com/parovoz/story17.html Аналогичные свидетельства встечаются и у В.Шаламова.

23 Например, материалы В.Билецкой (см. выше прим. 20).

190

24 За недостатком материала сложно пока что-либо утверждать, норискну предположить, что в значительной степени не песня отражает быт и нравы блатной среды, а сама блатная культура в 30-е — 50-е гг. во многом вырастает вместе с бывшими беспризорниками из блатной (отчасти эстрадного. художественного происхождения!!!) песни, впитав зафиксированные в ней нормы поведения.

25 http://www.blat.dpa.ua/txt02htm

26 Там же.

27 http://www.blat.dpa.ua/txt04htm

28 Левин Л. И. Блатная песня/Эстрада россии. Двадцатый век. Лексикон. М., 2000. С.72.

29 Уличные песни / Сост.: Т.В.Ахметова. (Серия „Устами народа"), М..„Колокол-Пресс". 2000. С. 18.

30 Напоминаю, что обозначая эти явления как разные, я ни в коем случае не отрицаю их генетического (а отчасти — и текстуального) родства. Однако одно из главных отличий блатной части "русского шансона" от блатной песни — преобладание пассивной модели бытования песен: создаются они профессиональными или полупрофессиональными эстрадными исполнителями, а аудитория, в том числе — из мест лишения свободы (как показывают ныне письма и звонки в студию), с удовольствием слушает. Зафиксированные случаи. когда эти песни попадают в рукописные песенники или исполняются в быту, пока немногочисленны.

31 Ведь правда, когда мы сейчас говорим "блатной студент" —имеютсяв виду отнюдь не криминальные наклонности.

32 Подробнее о том, что такое романс и почему он такой разный, см.:Петровский М. Скромное обаяние кича, или что есть русский романс // Русский романс на рубеже веков Киев, 1997.

33 Неслучайно никому так толком и не удалось дать удовлетворительного научного определения авторской песне (определения с критериями "искренность" и "задушевность" трудно рассматривать серьезно). Это не жанр в литературном или музыковедческом понимании, а культурное явление с весьма размытыми и субъективными границами.

34 Типичное поведение типичного заключенного — другая стихия иреализуется она в лагерных песнях.

35 Так, куплеты гражданской войны с рефреном "Ах. шарабан мой..."теряют неактуальные более строки "Мундир английский, табак японский...", "добирают" популярной уголовной экзотики и превращаются в блатную песню; литературного происхождения песня времен 1 -и мировой "Шли два героя с германского боя..." путем несложных замен трансформируется в "С одесского кичмана..."; на мелодию "Разлуки", частично с использованием текста жестокого романса о Марусе, возникает песня про Аржака и "Если урика поймали..." и т.д. При этом общая тенденция, как представляется, былав 20-е годы именно такой: от не-блатной песни к блатной, ане наоборот. Применительно к этому периоду неизвестно ни одного случая преобразования блатной песни в романс или в не-блатную городскую песню. Материалом для подобных переделок она станет только в 30-х. — 40-х. В воспоминаниях Н.Курчева (Курчев Я. Об авторской песне // От костра кмикрофону СПб., 1996, С. 10,11.) есть упоминание о том, что во второй половине 30-х гг. блатные песни использовались для создания первых туристских. А во время Великой Отечественной войны перелицовка блатных песен стала уже массовым явлением.

36 Среди собственно блатных, песен с доказанным эстрадным происхождением. кажется, пока не известно, но из близких к нимнесколько таких случаев авторства уже установлено: "Шумит ночной Марсель" (Н.Эрдман), "Цыц, вы, шкеты под вагоном..." (Е. Дарский, Л. Миров) и др.

37 Песня о центральной тюрьме превращается в "Таганку", казачьяпесня 'Течет речечка" — в песню о жигане и начальничке.

38 http://www.chanson.ru/cont110.html

39 Левин Л. И. Блатная песня // Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон. М., 2000. С.74.

40 "Как сообщил корреспонденту Агентства генеральный директор000 «Русский шансон» Александр Фрумин, руководители «Норд-Лайна» грубо нарушили авторские права, скопировав его программу, и теперь представляют вниманию радиослушателей пиратский продукт. <...> Позднее вещание возобновилось, однако под уже раскрученной маркой «Русского шансона» стал работать собственно «Норд-Лайн»"( http://www.shanson.info/press/shanson_art.html ).