СПГУВК
Кафедра философии и культурологии
Реферат на тему:
«Определение культурологии»
Выполнила студентка I курса. ВЗО.
Специальность:
«Экономика и управление
на предприятии туризма и гостиничного сервиса»
Боровкова В.С.
Проверил: Лебедев И.А., доцент кафедры
философии и культурологии
Санкт-Петербург
2009 год.
Содержание:
1. Введение. Термин «культура»……………………………3
2. Деятельный подход к определению «культура»………...4
3. Закономерности развития культуры……………………..5
4. Проблема типологии культуры…………………………..7
5. Личность, ее ценности……………………………………9
6. Заключение……………………………………………….11
1. ВВЕДЕНИЕ
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теориикультуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:Описательные определения - это определения которые восходят в своейоснове к определению культуры как сумма всех видов деятельности, обычаев,верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги,картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и природномуокружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывалисьвеками.Исторические определения подчеркивают роль традиций и социальногонаследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развитиячеловечества. Генетические определения примыкают к историческим и утверждают,что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, чтоискусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению -орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.Нормативные определения акцентируют значение принятых правил и норм, поэтому культура - это образ жизни индивида, определяемыйсоциальным окружением.Ценностные определения - культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
Психологические определения исходят из решения человеком определенныхпроблем на психологическом уровне. Культура есть особое приспособление людей кприродному окружению и экономическим потребностям, поэтому складывается из всехрезультатов такого приспособления. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение,которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.Структурные определения выделяют важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собойсистему определенных, связанных между собой признаков. Материальные инематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)культуры. Идеологические определения указывают на культуру как на поток идей,переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощьюслов или подражаний.Символические определения: культура – это организация различныхфеноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого. Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные чертыкультуры. Действительно, она является результатом поведения людей идеятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности,избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимаетсяили отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает намдостаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когдаречь заходит о культурах майя, Древней Греции, Киевской Руси или современнойРоссии. 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮКУЛЬТУРЫ Историю можно рассматривать как целесообразную деятельность людей и такойдеятельностный подход и позволяет ответить на вопрос о том, что такое культура? Ведь культуру можно рассматривать как совокупность всех видовпреобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этойдеятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Мир ценностеймногообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические и др.системы. Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многиеисследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств иформ их производства и способов овладения ими. Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форммышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д.) и способовдеятельности по созданию духовных ценностей. Но обратим внимание еще на один очень важный момент - на социальныйхарактер культуры. Культура - это неотъемлемая сторона жизни общества, онанеотделима от человека как социального существа. Не может быть общества безкультуры, как и культуры без общества. Как бы ни было слабо развито то илииное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е. совокупностьматериальных и духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, чтостепень развитости культуры может быть различной : сильной или слабой, высокойили низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развитияобщества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей,которыми оно располагает. 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура, нелегко. Взападной социологии выделяют по крайней мере три альтернативных теориикультуры. Некоторые культурологи, подчеркивая уникальность и неповторимость каждойкультуры, считали, что ее законы могут быть поняты не рационально, исходя,скажем, из механистической причинности, а только иррационально, посредствоммистического проникновения в их божественную первопричину. Но существует линекая божественная первопричина культуры? В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли квысшей ступени развития своей культуры. В результате проведенного на большомфактическом материале исследования он пришел к выводу, что в основе каждойкультуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя только то, чтосоответствует ее характеру и особенностям. С течением времени возможностимодели исчерпываются и она уже не может оказывать влияния на новые области иотрасли человеческой деятельности. Тогда прогресс культуры сменяется стадиейповторением повторения старого, регресса, упадка и устаревшая модель культурыв конечном счете погибает. "Смерть культуры" не означает ее полногоисчезновения - ведь старая модель сменяется новой, вызревшей в лоне старойкультуры. Ряд исследователей (Ф. Нортроп, П. Сорокин и др.) предприняли попыткиустановить закономерности, лежащие в основе возникновения и развития тех илииных типов культуры, а также вскрыть главный элемент, который определяет данныйтип, независимого от того, является ли он уникальным или в той или иной степениприсущ различным культурам. Так, Ф. Нортроп положил в основу своей попытки методологический принцип, всоответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами испособами познания - именно они диктуют всю организацию опыта, норм, идеалов,идей, доминирующих в данном обществе. Это позволило различить два типа культур- восточные и западные. Первые характеризуются интуитивным, эмоциональным,непосредственным восприятием мира, вторые - интеллектуализмом, познанием вформе теоретических концепций. Первый тип культуры создает нетехнические цивилизации с их описательными науками и импрессионистским искусством. Время в такихцивилизациях воспринимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл,в который включается и природа, и качественно не отличающаяся от нее история.Поэтому в восточных культурах популярны концепции переселения душ и высшегоблага как слияния с природой, Подход к социальным явлениям с точки зрениянепосредственного наблюдения ведет здесь к заключению, что, раз индивидрождается в семье, то она возвышается над индивидом. Семейные отношенияпереносятся и на общество в целом, в результате чего складывается иерархиясоциальных статусов, которую венчает обожествляемая личность монарха,императора. Второй тип культуры создает технические цивилизации с их концепциямиравенства людей, равных возможностей, одинаковых норм, с развитой этикой идемократией. Искусство технических цивилизаций основано на геометрическихформах и перспективе. П. Сорокин в свою очередь выделяет три основных типа культур: идеальный,чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на системе понятий, касающихся вне мирового,сверхчувственного, неизменного абсолюта, поэтому цели и потребности такихкультур в основном духовные. Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивыйматериальный мир, и поэтому цели и потребности его культур чисто физические. Наконец, третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равныхоснованиях. П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в ихоснове истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна изсистем истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющие право на существование.Из-за этого господствующая система истин перестает удовлетворять запросы людей,служить основой их культурной и социальной жизни, она погибает, а ей на сменуприходит новая, более жизнеспособная система. 4. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти объективныезакономерности развития этого важного социального феномена. Для этогоиспользуется концепция смены общественно-экономических формаций. Каждая такаяформация порождает особый тип культуры со своей системой материальных идуховных ценностей и способов деятельности для их создания Общую схемуисторических типов культуры можно представить следующим образом: первобытная культура, культурарабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культурафеодального общества, культура капиталистического общества, социалистическаякультура. Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественносвоеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества,создает свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только ей присущую,совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности для ихсоздания. Первобытная культура возникла вместе с выделением человека изцарства животных и просуществовала до смены первобытнообщинной формацииклассовым обществом, которая происходила в различных регионах в разное время (от IV тысячелетия донашей эры в древнем Египте до I тысячелетия до нашей эры в Древней Греции). В рамках первобытной культуры складываются и развиваются нравственные нормы исама мораль как исторически первая форма общественного сознания. Формируются магические и мифологическиевоззрения, на базе которых на поздней стадии первобытнообщинной формациивозникает искусство и религия. Величайшим достижением первобытного обществабыло формирование самого человека, его выделение из царства животных, чтопридало мощный начальный импульс всему развитию мировой культуры.Культура рабовладельческого общества отличается большим динамизмом. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дает возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства.