Иконография «Казанской» иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В.
Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя. Лишь небольшой наклон головы Богоматери ко Христу – единственный "жест" на иконе. Он символизирует единение и любовь Матери и Божественного Младенца, которую византийские богословы трактовали как единение в любви Богоматери Церкви и Христа Ее Главы.2 Тема нерасторжимого единства и любви Христа – Великого Архиерея, принесшего себя в жертву, и Марии – "Невесты Неневестной" - пронизывает символику "Казанского" образа. Не случайно, нимбы Христа и Богоматери слиты воедино, как нечто целое, что указывает на их неразрывную связь. Богомладенец изображен в строго фронтальной позе, как некий величественный Царь, и с благословляющей десницей, как Архиерей. В Его фигуре отсутствует всякое движение.
В целом, композиция иконы – строгая, лаконичная, скорее молчаливая, соответствует многочисленным эпитетам Богоматери гимнографических текстов, представляющие Ее в образе "Стены Нерушимой"3. Не случайно, именно "Казанская" икона почиталась русским воинством и является символом многих военных побед России в борьбе с иностранными завоевателями (начиная от польских интервентов начала 17в. вплоть до фашистских захватчиков Великой Отечественной войны).4
Но не только заступницей в военных сражениях предстает Богоматерь на "Казанской" иконе. Акафист Богоматери воспевает Пречистую – "Стена еси девам",5 тем самым, указывая на покровительство и защиту иночества. Таким образом, "Казанская" икона Богоматери, не смотря на лаконичность и строгость своей композиции, содержит многоплановый образ.
Как и большинство "Казанских" икон, образ из Новодевичьего монастыря имеет оклад, почти полностью скрывающий от зрителя живопись иконы, оставляя открытым только личное. Как кажется, украшение иконы окладом еще раз усиливает сдержанность, лаконичность и цельность образа. Оклад украшен орнаментом из цветов и плодов, которые явно указывают на символическую связь Богоматери с темой Рая. Богослужебные песнопения называют Марию "Раю словесный";6 акафист восхваляет Пречистую: "Радуйся, яко рай пищный процветаеши"7, "радуйся, райских дверей отверзение".8 Девятая песнь канона Богоматери Одигитрии воспевает Царицу Небесную: "Радуйся, тайных цветов прекрасный сущий раю".9
Вместе с тем, акафист Богоматери воспевает Ее: "радуйся, цвете нетления",10 указывая тем самым на девство Марии. Таким образом, цветочный орнамент на окладе предстает и как гимн чистоте и непорочности Богоматери.
Одеяние Христа украшены изображениями райских плодов. По-видимому, они символизируют тот Плод Живота вечного, который возрастила нам Богоматерь, Сама являющаяся "древом светоплодовитым, от негоже питаются вернии".11
Как видим, украшение "Казанской" иконы окладом во многом дополняет символическое содержание образа.
Список литературы
Чудотворные иконы в Византии и Древней Руси. – М.,1996. – С.443,476.
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки XI – XIII веков. – М.,2000. – С.67-98.
Акафист Пресвятой Богородицы явления ради чудотворной Ея иконы "Казанская" - СПб.,1914 – С.36-37.
Поселянин Е. "Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон". – Киев, 1994. – Часть II. – С.675-678;
Сказание о чудотворной "Казанской" иконе Пресвятой Богородицы. Рукопись Святейшего Патриарха Гермогена. – М., 1912;
Кастальский Д. Сказание о чудотворной "Казанской" иконе Божией Матери. – М., 1892;
Губарева О.В. Божия Матерь в Ее иконах. М.,2006-С.67-70;
"О Тебе радуется". Чудотворные иконы Божией Матери. / Сост. Н. Дмитриева. – М.,2004. – С.149.