Смекни!
smekni.com

Интеркультурные взаимоотношения в туризме 2 (стр. 3 из 4)

После распада СССР, не в последнюю очередь — вследствие межнациональных противоречий, ксенофобия усилилась. Первым объектом ее стал "старший брат". Некоторые лидеры бывших советских республик возложили ответственность за все свои прошлые, настоящие и будущие трудности на Россию и русских. По данным Левада-центра, в 1989 признаки открытой ксенофобии обнаруживали примерно 20 % населения СССР, в зонах этнических конфликтов показатели были гораздо выше. В начале 1990-х показатели национальных антипатий выросли до 35-40 %, особенно там, где происходила национальная консолидация (Балтия, Украина, Молдавия, Закавказье). Резко усилилась ксенофобия и среди русского населения. Идеологи русского национализма восприняли крушение советской империи не как закономерный исторический процесс, а как результат происков внешних и внутренних врагов, угрожающих выживанию русской нации. Сильный толчок ксенофобии дала война в Чечне и опасность международного терроризма. Объектами ксенофобии стали многочисленные мигранты, которых часто воспринимают как нежелательных конкурентов и носителей чуждой культуры.

Ксенофобия тесно связана с имперским сознанием, изоляционизмом, с мнением, что "нам никто не желает добра, а только плохое", традиционализмом и страхом перед Западом. Совместный эффект многолетней антиамериканской пропаганды и фрустраций, обусловленных распадом СССР, привели к росту антиамериканизма, причем негативное отношение к политике США переносится на рядовых американцев. Доля россиян, относящихся к американцам с симпатией и интересом, в 2005 по сравнению с 1996 уменьшилась с 16 до 7%, а число относящихся с раздражением и неприязнью выросло с 5 до 13% (плюс 6% — "с недоверием и страхом"). Из народов, населяющих Россию, наибольшую враждебность, по данным массовых опросов, вызывают чеченцы и цыгане.

Ксенофобия особенно характерна для тех социальных слоев, положение которых ухудшилось или неустойчиво. Она сильно выражена у учащихся ПТУ, рабочей молодежи и школьников, проживающих в малых, кризисных городах, а также в мегаполисах, где все социальные конфликты наиболее обнажены. Ее культивируют экстремистские ультранационалистические группы, организации скинхедов и т.п., причем за спонтанным молодежным экстремизмом часто стоят определенные политические силы. Характерно, что с 1991 по 1997 почти удвоилась доля ксенофобских ответов среди респондентов с высшим образованием.

Ненависть, аккумулированная в общественном сознании, закрепляется в психике конкретного индивида. В основе ксенофобии часто лежит бессознательная потребность повысить собственное самоуважение путем негативной идентификации, когда содержание "Мы" определяется не через какие-то положительные ценности, а через отрицание "чужого". Негативная идентичность конституируется образом врага, когда весь мир разделяется на "наших" и "не-наших", а собственные неудачи воспринимаются как результат происков внешних и внутренних врагов. Конкретные объекты ксенофобии у разных групп и индивидов могут варьироваться. Выбор символа ненависти обусловлен, с одной стороны, собственной принадлежностью субъекта и его воспитанием в детстве и юности, когда усваиваются главные социальные установки и стереотипы, а с другой — ситуативными факторами, включая пропаганду. Однако разные виды ксенофобии, как правило, пересекаются, сливаясь в единое целое.

Определенный свет на ксенофобию бросает психоаналитическая теория "авторитарной личности", согласно которой предубежденный субъект проецирует на другого, приписывает ему свои собственные морально неприемлемые чувства и влечения (агрессивность, зависть, расчетливость и т.п.). В экстремальных, крайних случаях, ксенофобия действительно становится неконтролируемой фобией, напоминающей манию преследования, когда человеку всюду мерещатся враги, и он нуждается в помощи психиатра.

Ксенофобия — опасное социально-психологическое явление, подрывающее общественный порядок и наносящее серьезный ущерб как своим жертвам, так и носителям. Превращение враждебного и опасного "Чужого" в "Другого", который может быть не только соперником и конкурентом, но и Собеседником и Партнером, — одно из условий выживания человечества.

Борьба с ксенофобией должна быть комплексной. Преодоление ксенофобии требует последовательного воспитания и самовоспитания в духе терпимости, начиная с раннего детства.

Глава 2

2.1. Этноцентризи и ксенофобия на примере пребывания в поликультурной среде

В своей работе я бы хотела рассмотреть проблему этноцентризма и ксенофобии именно на примере Российского государства, так как оно является многоэтническим и многокультурным.

Народы, населяющее современное российское общество различаются по своим экономическим и социальным характеристикам, уровню политической организации, языку, духовному складу, национальному характеру и т.д.

Данное многообразие порождает немало проблем и конфликтов. Каждый человек периодически находится в контакте с человеком другой национальности в процессе разных видов деятельности. На улицах российских городов часты проявления вражды к людям иных национальностей, которые нередко приводят к кровавым разборкам на национальной или религиозной почве.

Нарастание в мире миграционных потоков приобретает глобальный характер. Глобализация данного процесса связана с особенностями современного политического, экономического мироустройства.

Проблема миграционных процессов – это всегда проблемы, связанные с людьми. Поскольку миграционных процессов нельзя избежать, поэтому необходимо надлежащим образом их урегулировать.

Масштабы современных миграционных процессов достигли значимых размеров. Приток мигрантов на новое место, безусловно, порождает ряд проблем, как для принимающего государства, так и для них самих.

Представляется, что особенно остро этот вопрос стоит перед Россией, так как с подобным явлением мы столкнулись только в последнее десятилетие, не имея ни практического опыта, ни серьезной научно-теоретической базы по данной проблематике.

В данный момент, Россия превратилась в третий (после США и Германии) мировой центр миграции. Общая численность прибывших в Россию из стран ближнего зарубежья за 1992-2002 годы составила по минимальным оценкам 10 млн. человек, что привело к обострению и усложнению межэтнических отношений. Хотя сейчас массовая волна вынужденной миграции из стран Содружества, захватившая Россию в течение прошлого десятилетия, схлынула. Численность зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев сократилась с 1191,9 тысяч человек в 1998 году до 505,7 тысяч в 2003 году. Большинство мигрантов сейчас прибывает в страну в качестве иностранной рабочей силы (ИРС), то есть на заработки и, соответственно, является временным.

Совершенно очевидно, что наплыв трудовой миграции, особенно нелегальной, несет потенциальную угрозу конфликтных ситуаций, имеющих под собой не только экономическую, но и этническую, а так же конфессиональную подоплеку. На основании материала изложенного в первой главе можно сделать вывод, что одна из главных причин межэтнических проблем, возникающих в системе «мигрант – резидент» - сложности в процессе адаптации и аккультурации.

На новом месте жительства мигранту предстоит выдержать большую адаптивную нагрузку, столкнуться со значительными трудностями и заботами. Ему необходимо интегрироваться в инокультурную среду, преодолеть недоверие и предвзятость местного населения, выстроить взаимоотношения с окружающими, то есть необходимо измениться под влиянием новых условий. Жизнь в условиях чужой, инородной среды они воспринимают как выживание, что затрудняет процесс аккультурации – важнейшего механизма адаптационного процесса. Одновременно такая ситуация делает их более жизнеспособными.

Представляется, что большую психологическую нагрузку и, как следствие, стресс, испытывает местное население, которое рассматривает мигрантов как конкурентов во всех сферах деятельности. Это приводит к росту этноцентризма, который, исходя из нынешней ситуации в России, приводит «к разрушению позитивной групповой идентичности.… Происходит размывание чувства «мы» у членов автохтонной этнической группы, которые переносят причину духовной слабости на соседние этносы… Ослабление позитивной этнической идентичности, вызывающее у них чувство тревоги и неуверенности, они объясняют не слабостью своей группы, а негативными качествами этноконтактных групп, которым они приписывают причины собственных трудностей» [4] (Левкович В.П., Андрущак И.Б., Этноцентризм как социально-психологический феномен// Психологический журнал.-1995.-№2.-С.70-81.)

В инокультурной среде в процессе адаптации трудности, которые могут возникнуть у человека, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, которые проявляются в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы, так и внутреннего порядка, выражающихся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни.

Говоря о ксенофобии нельзя не отметь актуальности данной проблемы. К сожалению, в нынешней России для распространения ксенофобии сложились весьма благоприятные условия. Что влечет за собой не менее актуальную необходимость в исследовании данного социокультурного явления

Принимая во внимание повсеместное проявление рассовой нетерпимости в нашей стране, значительного количества прецедентов этнической вражды – приходит осознанное понимание необходимости говорить о том, что могло бы противостоять дальнейшему развитию идеологии ксенофобии.