Кувшин с тигром, выполненный в технике «Пучхон», который мастер Kim Jeong-ok подарил Британскому музею
В декоре сосудов пунчхон 15-16 веков появляются новые мотивы – изображения драконов, рыб, цветов лилий, растительных завитков, ритмично расположенных на поверхности. Иногда искусное наложение ангоба щеткой в различных направлениях позволяло оставлять изделия без дополнительного декора. Одно из лучших изделий этого вида – массивный круглый сосуд 15 века, служивший для хранения пищи. На его широком тулове с коротким горлом заметны следы от щетки. На оплечье – роспись спиралевидными черными побегами, прочерченными небрежно, но вместе с тем свободно и живо.
Другим видом декора пунчхон было покрытие быстрой кистью всего изделия белым ангобом, после чего при помощи гравировки узор, вытиснялся, сохраняя свой белый цвет, а фон покрывался окисью железа под селадоновой глазурью, принимая после обжига коричневато-зеленый оттенок.
Бутыль пунчхон с изображением рыб. Вторая половина XV — XVI в. Чосон. Керамика; подглазурная роспись окисями железа. Из коллекции Национального музея Кореи
Прекрасный образец подобного декора на оригинальном сосуде для вина, напоминающем по форме черепаху, с небольшим горлышком на месте головы. По всей поверхности ее вырезаны в белом ангобе декоративные пышные пионы и листья, выделяющиеся на темном фоне под прозрачной зеленоватой глазурью. Возможно, этот сосуд предназначался для путешествий, отсюда и его форма фляги, сплющенной по горизонтали.
Они выделялись грубым шероховатым черепком и неправильностью формы. Подобные чаши высоко ценились в Японии где их даже подделывали в ряде керамических центров. Все эти изделия, несмотря на утилитарность, отличались пластичностью и разнообразием форм. Особенностью черной керамики была ее матовая, лишенная блеска глазурь.
Как уже указывалось, в 15-16 веках наравне с изделиями пунчхон и обычной керамикой большое место занимало производство белого фарфора, которое продолжало развиваться и совершенствоваться, сохраняя в течение первых ста лет правления династии Ли лучшие традиции изделий периода Коре. В этот период белый фарфор Кореи отличался изысканной простотой и утилитарностью форм, всегда отвечавших своему назначению. Красивые чаши, блюда и сосуды для вина характерны глубиной и мягкостью различных оттенков белого цвета.
Корейские художники-керамисты, применявшие для росписи изделий кобальт, обычно пользовались тонкими кистями, скупо и сдержанно накладывая краски на узоры в виде цветов, растений, птиц и насекомых. Такие чаши для вина, расписанные подглазурным кобальтом, изредка встречались в домах сановной знати и служили для подношения вина почетным гостям. Для росписи фарфоровых изделий помимо кобальта и окиси железа пользовались иногда и красной медной краской, которая была известна корейским мастерам еще в период Коре.
В начале 17 века в Корее производили только белый фарфор, так как со времени японского нашествия кобальт из Китая не ввозили. Только в середине 17 века в Пунвоне вновь появляется роспись кобальтом и возрождаются старые традиции в изготовлении художественных фарфоровых изделий исключительно для королевского двора.
По сравнению с изысканными формами фарфоровых сосудов 15-16 веков изделия позднего периода династии Ли кажутся более тяжеловесными и грубыми. Корейские художники-керамисты создавали ритмичные композиции линией и пятном, проявляя богатое чувство фантазии. Они писали растительные мотивы, животных, плывущих рыб, птиц и насекомых то в реалистической манере, то в виде стилизованных завитков и каллиграфических линий, искусно преобразуя реальные формы в декоративную условность узора.
Характерен для этого времени большой фарфоровый шарообразный сосуд для хранения пищи. Он покрыт светло-серой глазурью и украшен росписью с изображением дракона, летящего над облаками, заполняющего верхнюю часть тулова, хорошо подчеркивая округлость формы сосуда. Коричневатый, красивого оттенка рисунок исполнен подглазурной окисью железа с удивительной свободой. Для фарфоровых сосудов характерны богатство декора и разнообразие форм. Чувство живой непосредственности, порой наивности ощутимо выступает в росписях этих сосудов.
Любовь корейцев к природе находит свое отражение в росписях сосудов 17-19 веков. Пейзажи, цветущие лотосы и хризантемы, бамбук и гроздья винограда, птицы, рыбы, летящие среди цветов мотыльки – все это отражает глубокие чувства народа, который, творя в тяжелых условиях феодального режима, все же сохранял на протяжении веков любовь к прекрасному.
В росписи фарфора 19 века появляются новые мотивы. Пейзажи написаны блекло-синим кобальтом с большим мастерством и пониманием передачи воздушной перспективы. Декоративность изделий, ее содержательность диктовались назначением вещи и эстетическими запросами потребителей. На стопках для кистей можно встретить рельефные или живописные изображения сосны, журавлей, аистов, оленей, символизирующих традиционные пожелания долголетия и богатства, а также пейзажи с солнцем, луной и облаками извивающихся летящих драконов – повелителей стихий.
Керамика Кореи периода правления династии Ли оказала большое влияние на керамические изделия Японии, а позднее через них и на керамику ряда европейских стран, где стали широко применять декоративные приемы мастеров Кореи прошлых веков. Воспетая поэтами, прославленная в легендах и сказаниях керамика Кореи в последние годы правления династии Ли утратила свое былое значение и свое великое мастерство, в котором в течение веков находила отражение живая душа ее народа, его любовь к этому виду искусства.
В процессе выполнения курсовой работы я пополнил свой теоретический запас знаний в области истории декоративно прикладного искусства Кореи, постарался уделить внимание особенностям искусства.
С древнейших времен корейцы славились обработкой металла. На территории Кореи найдено большое количество изделий из бронзы, относящихся к бронзовому веку, в том числе зеркала, топоры, ножи, украшенные оригинальным геометрическим и зооморфным орнаментом. Искусство обработки металлов постепенно развивалось на протяжении всего раннего периода железного века и ко времени появления трех государств достигло большого совершенства. В погребениях под насыпными могильными курганами, в которых хоронили правителей и знать эпохи Силла, обнаружены удивительные по изяществу коллекции золотых украшений – короны, серьги, ожерелья, браслеты, пояса. Изяществом формы, богатством звучания и внушительными размерами славились бронзовые колокола этого периода.
Но большой известностью пользуется корейская керамика, имеющая глубокие традиции: от древних глиняных сосудов неолита с их грубой, шероховатой поверхностью до элегантных селадоновых ваз, украшенных изысканной инкрустацией. Эти древние керамические изделия выполнены в свободной манере, оригинальны по форме, а некоторые явно свидетельствуют о влиянии шаманизма. Керамику эпохи Силла отличает большая приземленность форм, узоры становятся менее замысловатыми, для их воспроизведения широко используется метод штамповки.
Вершиной гончарного дела в Корее считается период 12-13вв., когда корейские мастера осваивают производство голубовато-зеленой селадоновой глазури разных оттенков и технику нанесения подглазурных узоров методом инкрустации. Техника селадона пришла в Корею из Китая, но метод инкрустации был изобретен корейскими гончарами: на поверхность заготовки сосуда наносится узор в виде бороздок, углубления которых заполняются белой или черной пастой. Эти узоры, которые поначалу выполнялись в простой манере, придавали селадоновым сосудам строгую, утонченную красоту.
К 14в. объединение происходит под государством Чосон, столица Сеул под властью династии Ли.
В период династии Чосон ведущие позиции в керамике занял белый фарфор с росписью кобальтом. При этом искусство производства селадона почти сошло на нет, а секрет создания блестящей голубовато-зеленой глазури разных оттенков был утрачен, пока его не открыли заново уже в 20в.
В керамике продолжается использование достижений керамистов Корё, но формы сосудов стали более тяжеловестны и устойчивы для обычной повседневной жизни. Возникает вид керамики под названием пунчхон. Его можно рассматривать как дальнейшее развитие селадонов, но черепок более грубый. Мотивы драконов, рыб, цветов лилий и поинов..
История и культура этой страны отражает глубокие чувства народа, который, творя в тяжелых условиях феодального режима, все же сохранял на протяжении веков любовь к прекрасному.
1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1985г.
2. Глухарева Т.М. Искусство Кореи – М.: «Искусство», 1982г.
3. Верман. Карл. История искусства всех времен и народов АСТ - Москва 2001г.
4. Полевой. В.М. Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство – М.: издательство «Советская Энциклопедия», 1986г.
5. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард – Левина. – М.: «Мысль», 1989г.
6. Новичков В.Б., Куркин Е.Б.«Страны и народы, универсальная энциклопедия – М.: «Педагогика-пресс», 2000г