Смекни!
smekni.com

Понятие культура. Предмет и задачи культурологи как науки (стр. 2 из 3)

Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.

8 вопрос. Культурные нормы и их соблюдение.

Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы это некие шаблоны, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях

В любом обществе ценности оберегаются особым образом. За нарушение норм и попрание ценностей полагались всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм был ориентирован огромный механизм социального контроля. Он действует поныне. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

Культурные нормы являются не только идеалами и эталонами, которые ориентируют людей на то, к чему они должны стремиться, на кого походить, кому или чему подражать. Нормы выступают также в роли запретов.

Таким образом, культурные нормы предстают в двух ипостасях — как разрешение и запрещение. Это не значит, что буквально каждая культурная норма обладает двумя сторонами. Одни нормы выступают только как призывы, советы или пожелания, а другие, напротив, лишь как запрещение что-либо делать.

Практика не выявила, какой вид норм — разрешающий или запрещающий — эффективнее влияет на поведение людей. Иногда они остаются равнодушными к всевозможным призывам и советам, а иногда избегают даже самых строгих запретов. По всей видимости, причину надо искать не в типе культурных норм, а в том, что составляет их мотивационную основу. Это означает, что культурная норма соблюдается тогда, когда индивид заинтересован это сделать. Нет внутренней заинтересованности — и нет исполнения нормы.

9 вопрос. Формы и механизмы приобщения к культуре.

1) Социализация и воспитание.

Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Оно включает систему педагогических практик. Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник) — способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Сущность воспитания — нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане.

Воспитание — это не только целенаправленное прививание наперед заданных свойств, но и стихийное усвоение культурных норм. Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание родителям.

2) Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях.

Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.

3) С социализацией тесно связана инкультурация — продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры.

4) Аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

5) Ассимиляцией называется полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры.

6) Культурное обновление. Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобождению от них. Результатом служит окончательное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми.

Таким образом, социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция.

13 вопрос. Реформация в культуре Европы.

Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения.

Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека.

Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется".

В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и

хронологических рамок ренессанского гуманизма. Но безусловно, гуманизм

следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения,

неотделимой от всего хода исторического развития Италии в эпоху начавшегося

разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм

был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению

средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие.

Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий

расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в

XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием

философии, политической идеологии, науки, других форм общественного

сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную

культуру Ренессанса.

Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие

этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в

формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о

человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось

преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессанской

культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему

земного предназначения человека, достижения счастья его собственными

усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросам социальной этики, в

решении которых они опирались на представления о мощи творческих

способностей и воли человека, о его широких возможностях построения

счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию

интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития

личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального

организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и

учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.

Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают

новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы

человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.

Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных

завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее

развитие европейской культуры.

Реформация сыграла важную роль в становлении мировой цивилизации. Не

провозглашая никакого определенного социально-политического идеала, не

требуя переделки общества в ту или иную сторону, не совершая никаких

научных открытий или достижений на художественно-эстетическом поприще,

Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные