Министерство образования омской области
ГОУ СПО «Тарский педагогический колледж»
Золотая пропорция – критерий гармонии и красоты
Реферат
Штейнбах Антон Александрович
Специальность 050202
Информатика
Курс III, группа 32
Научный руководитель:
Фролова Наталья Николаевна
Тара - 2009
Введение
1. Об истоке золотой пропорции
2. Применение золотой пропорции в различных видах искусства
3. Закономерности золотой пропорции в архитектуре
Заключение
Библиография
Введение
Существует неразрывная связь между математикой и искусством. Для математики также как и для искусства характерны красота и гармония. В этом можно убедиться при изучении такого математического понятия как «золотая пропорция».
С древних времен люди в своих творениях предпочитают правильные геометрические формы – квадрат, круг, пирамиду и т.д. Симметричные фигуры предпочтительнее, чем несимметричные.
При создании произведений искусства пользовались различными пропорциями. Но из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по разному: «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом».
Если симметричность в архитектуре придает зданиям величественность, совершенность, но она «холодная», «неподвижная», то золотая пропорция придает зданиям грацию, неповторимую индивидуальность, особую гармонию – «подвижную» и «одухотворенную».
Если определении золотой пропорции перевести на язык формул, то получим:
, т.к. x > 0, тоПринято обозначать:
. Число носит название коэффициента золотого сечения; =0,61803389… или =0,618. Заметим, что:Принято обозначать:
.Актуальность выбора темы обусловлена необходимостью эстетического развития, а также необходимостью показать неразрывную связь математики и искусства.
Практическая ценность – данный материал может быть использован студентами, школьниками, педагогами.
1. об истоке золотой пропорции
Древнейшие сведения о золотой пропорции относятся ко времени расцвета античной культуры. О ней упоминается в трудах великих философов Греции: Пифагора, Платона, Евклида. Сведения о геометрическом делении отрезка в крайнем и среднем отношении встречаются во второй книге «Начал» Евклида (IIIв. до н.э.). После Евклида исследованием золотой пропорции занимались Гипсикл (IIв. до н.э.), Папп Александровский (III в. до н.э.) и другие исследователи.
Платон привел формулировку золотого сечения, одну из самых древних, дошедшую до нашего времени. Сущность ее сводится к тому, что для соединения двух частей с третьей совершенным образом необходима пропорция, которая бы «скрепила» их в единое целое. При этом одна часть целого должна так относиться к другой, как целое к большей части.
В эпоху итальянского Возрождения золотая пропорция возводится в ранг главного эстетического принципа. Леонардо да Винчи именует ее «Sectio autea», откуда и получил начало термин «золотое сечение». По мнению белорусского ученого Э.Сороко, термин «золотое сечение» идет от Клавдия Птоломея, который дал это название числу 0,618. Лука Пачоли в 1509г. Пишет первое сочинение о золотой пропорции, названной им «Божественной». Иоганн Кеплер говорит о ней как о «бесценном сокровище», как об одном из двух сокровищ геометрии.
После И.Кеплера золотое сечение было предано забвению, и около 200 лет о нем никто не вспоминал. Лишь в 1850 году немецкий ученый Цейзинг открыл его снова.
Сейчас невозможно достоверно установить ни человека, впервые открывшего золотую пропорцию, ни время, когда это произошло. Очевидно, ее неоднократно открывали, забывали и открывали заново в разное время и в различных странах. Многие исследователи считают первооткрывателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.
Он родился в 570г. до н.э. на острове Самосее. В Кротоне основал «Пифагорейский союз». Музыка, гармония и числа – эти три понятия неразрывно связаны друг с другом в учении пифагорейцев. Математика являлась одной из основ их религии. Они сделали много открытий, написали труды по математике, музыке, философии, но эти труды не сохранились, о них можно судить лишь на основании более поздних публикаций ученых древности.
Ямвлих во «Введении в Никомахову арифметику» говорит, что Пифагор нашел золотую пропорцию и что этому … он научился у вавилонян.
Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту, а от него к Вавилону. Но ведь и знания народов Двуречья не возникли на пустом месте, их корни также уходят в другие эпохи и другие страны. В поисках истоков золотой пропорции следует прежде всего направиться в Древний Египет, к его загадочным пирамидам – хранилищам многих неразгаданных тайн. Их создание свидетельствует о значительном уровне знаний в области геометрии, которыми владели зодчие.
Невозможно с полной уверенностью утверждать, что египетские зодчие имели научное представление о золотой пропорции и ее математических свойствах. Но бесспорно, что они знали и сознательно применяли замечательные треугольники: священный со сторонами 3:4:5, треугольник со сторонами 1:2:
, гармонический треугольник с отношением сторон 1: и 1: , а в них содержится золотая пропорция и «около нее нельзя было пройти мимо». [7]Чем больше изучаешь древние культуры, тем больше убеждаешься в наличии глубоких корней, в преемственности многих знаний. Ведь и египетская наука не возникла на пустом месте. Она наследовала знания других народов, других эпох, и прежде всего Двуречья. Существует гипотеза, что некоторые свои знания египтяне получили от жителей Атлантиды. Возможно, что истоки открытия золотой пропорции кроются в Двуречье, Атлантиде.
Однако, следы золотой пропорции удалось обнаружить
20-25 тыс. лет назад, при археологических раскопках на реке Ангаре в Сибири. М.Герасимов обнаружил прямоугольную пластинку, изготовленную из бивня мамонта. Пластинка декорирована сложным рисунком спиральной формы, в центре ее отверстие. Размеры пластинки 13,6 8,2 см, что с точностью до 1мм отвечает золотой пропорции.Около 15 тыс. лет назад в пещерах Франции также обнаружены подобные пропорции. Макс Рафаэль в 1946г. Писал, что изображения бизонов, мамонтов и лошади в этих пещерах находятся в размерах золотой пропорции.
А.Окладников нашел на скалах возле села Шишкино на реке Лене палеолитические рисунки диких коней и козла, размеры которых таковы, что они находятся в соответствии с пропорцией золотого сечения.
Нет необходимости доказывать, что у людей палеолита не было научного представления о золотой пропорции. Применение ими золотой пропорции было итогом творческой интуиции, интуитивного познания мира, итогом стремления к гармонии и красоте.
2. Применение золотой пропорции в различных видах искусства
Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. От проявляются в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Одна из пропорций, которая чаще всего встречается в искусстве - «золотое сечение».
Многие художники, поэты, скульпторы истинные ценители прекрасного, восхищались красотой человеческого тела.
Эталонами красоты человеческого тела, образцами гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения греческих скульпторов: Фидия, Поликтета, Мирона, Праксителя. В создании своих творений греческие мастера использовали принцип золотой пропорции. Центр золотой пропорции строения человеческого тела располагается точно в месте пупка. И не случайно величину золотой пропорции принято обозначать буквой
; это сделано в честь Фидия – творца бессмертных скульптурных произведений.Одним из высших достижений классического греческого искусства может служить статуя «Дорифор» (рис.1) («Копьеносец»), изваянная Поликтетом (рис.1).
Фигура юноши выражаетединство прекрасного и доблестного, лежащих в основе греческих принципов искусства. Статуя полна спокойной уверенности; гармония линий, уравновешенность частей олицетворяют могущество физической силы. Широкие плечи почти равны высоте туловища, половина высоты тела приходится на лонное сращение, высота головы 8 раз укладывается в высоте тела, а золотой пропорции отвечает положение пупка на теле атлета.