Эпоха Возрождения – это время расцвета культуры после долгого застоя – раньше всего началась в Италии. Если в других европейских странах к этой эпохе относят писателей, художников и учёных 15 – 16 вв., то в Италии, на родине Возрождения, её особенности возникают в творчестве поэтов, в трудах учёных, в картинах живописцев раньше – в 13 – 14 вв.
На земле Италии сохранилось много памятников культуры древнего Рима. Из древней Греции сюда ещё во времена античности было вывезено много замечательных произведений искусства. В памятниках искусства и литературы римской и греческой древности гуманисты увидели изображение прекрасного, сильного, гармонически развитого человека. Благодаря деятельности гуманистов были найдены, сохранены, изучены, в о з р о ж д е н ы произведения искусства и идеи античной древности. Отсюда и происходит слово возрождение. Но вскоре это слово приобрело более широкий смысл. Оно стало означать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей. Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства.
В развитии искусства итальянского Возрождения выделяют три основных этапа.
Первый этап – Раннее Возрождение, или Ранний Ренессанс, - это период освоения нового стиля. Центр художественной жизни Италии этого столетия – Флоренция.
Данте Алигьери ( 1265 – 1321 ) называют последним поэтом средневековья и первым поэтом эпохи Возрождения. Данте родился и жил во Флоренции. Когда произошел раскол правящей партии, он встал на сторону тех, кто не хотел допустить, чтобы Флоренция подпала под власть папы. Горожане оценили мужество поэта и избрали Данте в городское самоуправление. Ему было тогда тридцать шесть лет. Но сторонники папы одержали верх и начали расправляться со своими противниками. Данте пришлось узнать, как тяжела судьба изгнанника, как горечь хлеб на чужбине. Почти двадцать лет скитался поэт по разным городам Италии, надеясь и отчаиваясь. Он умер в 1321 г. в Равенне, так и не переступив больше городской черты родной Флоренции. Когда молодой Данте начал писать стихи, народный итальянский язык был не в чести у стихотворцев. Они предпочитали латынь, на которой народ не говорил. Но Данте смело провозгласил право и обязанность поэта писать на родном языке. Все последние годы своей нелёгкой и бурной жизни Данте писал поэму, которую он назвал «Комедия» ( в его время такое название давали произведениям со счастливым концом ). А потомки дали ей имя «Божественная комедия» , чтобы выразить своё восхищение созданием Данте. «Божественной комедией» восхищались современники и потомки. А.С.Пушкин, не раз упоминавший в своих произведениях имя Данте, отнёс «Божественную комедию» к гениальным созданиям мировой литературы.
Рядом с Данте всегда называют имя другого великого итальянского поэта – Франческо Петрарки ( 1304 – 1374 ). Данте предвосхитил некоторые идеи эпохи Возрождения, но первым гуманистом Италии был Петрарка. Он первым в одном из своих сочинений противопоставил средневековой науке о боге изучение человека. Петрарка жил в сложное , противоречивое время, и жизнь его была тоже противоречивой и сложной. Он был близок к могущественному двору римского папы и служил у кардинала, но писал о пороках римского папы и его приближенных. На всех поворотах своего сложного жизненного пути Петрарка сохранил горячую любовь к родине. Патриотические стихотворения Петрарки, например его канцона «Италия моя» , стали любимыми произведениями итальянских патриотов. Петрарку знают, помнят прежде всего как одного из самых замечательных лирических поэтов всех времён и народов. Эту славу ему принесли стихи о любви к прекрасной Лауре.
Италия была родиной не только гениальных поэтов, но и прозаиков. Самый замечательный из них – Джованни Боккаччо ( 1313 – 1375 ). Он писал рассказы, в которых зло высмеивал поповские выдумки о святых и чудесах, изобличал лицемерие монахов, отвергал средневековую проповедь отречения от жизни. Героями его рассказов были сильные, здоровые, весёлые, умные люди, верные дружбе, умеющие постоять за себя и свою любовь. В этих произведениях правдиво изображались быт и нравы Италии тех лет.
В первой половине 15 в. во Флоренции жили и работали три художника, получившие прозвище «отцов Возрождения»: архитектор Брунеллески, скульптор Донателло и живописец Мазаччо. Языком архитектуры, скульптуры и живописи они прославляли физическую красоту человека. Вопреки учению церкви они утверждали право людей на свободу и счастье, говорили о том, что человек силой разума может и должен познать законы мира.
Самым выдающемся зодчим Раннего Возрождения был Филиппо Брунеллески ( 1377 – 1446 ). Он первым создал архитектурные формы, которые на протяжении следующих двух столетий использовались и совершенствовались итальянскими зодчими, а позже стали применяться архитекторами многих стран Европы. Брунеллески был и первым исследователем законов перспективы. В течении 14 лет он кропотливо изучает в Риме сохранившиеся памятники античности: обмеривает, зарисовывает, анализирует композиционные и строительные приёмы древних мастеров. В античных памятниках он находит прообразы форм нового стиля. Общепринятый шедевр творчества Брунеллески, характеризующий всё новаторство зодчего, - небольшая церковка во Флоренции, капелла Пацци ( ок. 1430 ).
Скульптор Донателло ( 1386 – 1466 ) достиг в своих работах замечательных высот реализма. Наряду с фигурами древних героев и святых Донателло начал воссоздавать образ современников. С одинаковым увлечением он работал над конной статуей полководца Гаттамелаты ( 1446 – 1453 ) и фигурой флорентийца, по прозвищу Цукконе. Герои Донателло непокорны и горды, в них чувствуется готовность к борьбе и жажда справедливости.
Живописца Мазаччо ( 1401 – 1428 ) современники сравнивали с кометой – так ярко он блеснул и так быстро сгорел. Мазаччо прожил лишь 27 лет, но за свою короткую жизнь сумел внести в живопись много нового. Он первый применил в своих произведениях научную перспективу, разработкой которой занимался архитектор Брунеллески.
Мазаччо, Донателло и Брунеллески открыли 15 в. За ними последовал блестящий ряд замечательных художников, работавших на протяжении столетия в разных областях городах Италии. Славу флорентийского искусства 15 в. составили живописцы Паоло Уччелло, Андрео дель Кастаньо, Беноццо Гоццоли, фра Филиппо Липпи, Доменико Гирландайо. На рубеже 15 – 16 столетий вокруг дворца некоронованного правителя Флоренции Лоренцо Медичи, или – как его звали – Великолепного, собрался кружок художников и поэтов. Там были живописцы Сандро Боттичелли, Антонио Поллайоло, Филиппино Липпи, скульптор Андреа Верроккьо. В Умбрии прославился Пьеро дела Франческа – всегда величественный и монументальный в своём искусстве. В Падуе – суровый и строгий Андреа Мантенья.
Искания этих выдающихся итальянских художников Раннего Возрождения получили завершение в гениальном творчестве мастеров первой половины 16 в. Время, когда работали эти мастера – второй этап Итальянского Возрождения, именуется Высоким Возрождением или Высоким Ренессансом.
Один из величайших итальянских художников Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519 ) был и выдающимся учёным, мыслителем и инженером. Он всю жизнь наблюдал и изучал природу – небесные светила и законы их движения, горы и тайны их возникновения, воды и ветры, свет солнца и жизнь растений. Как часть природы Леонардо рассматривал и человека. Свою пытливую, деятельную, беспокойную любовь к природе он проявлял во всём. Именно она помогала ему открывать законы природы, ставить её силы на службу человеку, именно она сделала Леонардо величайшим художником, с одинаковым вниманием запечатлевавшим распускающийся цветок, выразительный жест человека и туманную дымку, заволакивающую далёкие горы. Искусство, наука, изобретательство тесно переплелись в деятельности Леонардо да Винчи.Леонардо родился в 1452 г. в окрестностях маленького городка Винчи ( поэтому его и называли Леонардо да Винчи ). В четырнадцатилетнем возрасте он переехал во Флоренцию. Отец отдал Леонардо на обучение в художественную мастерскую Андреа Верроккьо – живописца, архитектора и выдающегося скульптора, человека разностороннего, как многие образованные люди эпохи Возрождения. Леонардо многому научился в мастерской Верроккьо, но скоро, по признанию современников, оставил далеко позади и своих соучеников, и своего учителя. Одна из наиболее ранних работ Леонардо да Винчи, дошедших до нашего времени, - «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» ( 1478 ). Добиваясь впечатления реальности, Леонардо старался сделать изображение объёмным, рельефным. Основное изобразительное средство художника, которое помогает ему в этом, - светотень, т. е. передача рельефности предметов на плоскости картины с помощью игры света. Леонардо, который знал и изучал вопросы падения и отражения светового луча, сознательно, как учёный, подметил и передал множество оттенков света, тончайшие переходы тени, иногда прерывая густую тень нежной полосой отсвета. Этими изобразительными средствами Леонардо пользовался на протяжении всего своего творчества. В 1481 г. Леонардо да Винчи покинул Флоренцию и переехал в Милан. Первым поручением в Милане было создание бронзового конного памятника. Но грандиозный многолетний труд Леонардо погиб. Пострадала и другая важная работа, выполненная в Милане, - фреска «Тайная вечеря», написанная в 1495 – 1497 гг. на стене трапезной в монастыре Санта Мария делле Грацие. Последние два десятилетия жизни Леонардо провёл в скитаниях, переезжая с место на место, не находя настоящего применения своим талантам. Наиболее важное из произведений этого периода – портрет, известный во всём мире под названием «Джоконда» ( начало 16 в. ). Последние годы жизни Леонардо да Винчи провёл во Франции и умер в 1519 г. в замке Клу близ Амбуаза. До нашего времени дошло всего около десяти картин Леонардо, бесспорно выполненных им самим, но кроме того, много рисунков, чертежей и различных записей.