Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на большие массы людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по сложности инженерных решений, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы и реализовали их в новых типах построек. Этот период развития римской культуры ознаменовался появлением базилик - зданий, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатров, где устраивались гладиаторские бои; цирков, где происходили соревнования колесниц; терм - сложного комплекса сооружений, включавших в себя бани, библиотеки, места для игр и прогулок.
Возведение этих сложнейших, подчас гигантских сооружений и комплексов стало возможным благодаря созданию новой конструктивной системы - монолитно-блочной, основу которой составляли две узкие кирпичные стенки, заполненные щебнем и особым строительным раствором - бетоном, появившимся в IIIв. до н.э.
От периода Республики до наших дней сохранились немногие архитектурные памятники, остальные нам знакомы лишь из описаний их историками и современниками. Самым замечательным памятником эпохи Республики стал форум Романо близ Капитолия, включавший в себя все традиционные для римского города постройки: храм, посвященный Сатурну, богу урожая, базилику, построенную при Юлии Цезаре и названную в его честь. Обязательным для всякого форума являлся храм богини домашнего очага Весты. В нем горел вечный огонь, поддерживаемый девятью весталками, жрицами богини, которые проживали в расположенном рядом с храмом роскошном доме весталок.
Скульптура.
С самых первых шагов своего возвышения римская культура стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровождалось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии были вывезены 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен их памятниками искусства. Так, были привезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятников столь значительных, как греческие.
Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета. Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского скульптурного искусства. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить увиденное в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.
Своим появлением римский скульптурный портрет в значительной мере обязан заимствованному римлянами у этрусков культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой идеально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда предельно индивидуализирован. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в римском обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и жанр скульптурного портрета, но главными чертами скульптурных образов республиканской эпохи были лаконичные формы и обобщенность изображения.
В разных музеях мира, в том числе и в Эрмитаже, хранится огромное число римских портретов - императоров, полководцев, политических деятелей, философов, писателей и просто безымянных римлян, запечатленных с поразительным мастерством, во всей полноте и разнообразии человеческих характеров, чувств, настроений - одухотворенных и жестоких, волевых и прямодушных, коварных и наивных. Классическим произведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, человека практичного ума, хранителя строгих нравов.
Литература.
Под влиянием заполонивших Рим греческих произведений искусства, идей, традиций творчества, под воздействием общения с греческими художниками, скульпторами, музыкантами у римлян изменилось само представление о художественных ценностях. Стала цениться образованность, предполагавшая владение греческим языком и литературно-философским наследием. Поэтому развитие римской литературы началось с подражания греческим оригиналам. Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме, причем только жанру комедии. Власти просто-напросто боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драматических авторов не жаловали. Поэтому даже для наиболее выдающихся римских комедиографов, создавших литературный язык и выработавших стихотворную технику, были характерны уничижительная оценка собственного творчества и сознание вторичности их произведений.
Писателями, заложившими основы римской литературы, были греки, а первыми литературными произведениями на латыни были переводы греческих трагедий и комедий. Одним из первых римских поэтов был Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею» Гомера.
В 240 г. до н.э. он представил на суд слушателей свои переводы на латинский язык греческих трагедий и комедий. Эта дата стала считаться годом рождения римской литературы.
Следует отметить, что долгое время римское общественное мнение, ревнители римских традиций сопротивлялись проникновению иноземных (в том числе и греческих) влияний, считая, что они развращают римлян. Это не способствовало развитию собственной художественной литературы. Прагматики римляне были чужды поэзии, поэтому истинно латинская литература заключается в памятниках красноречия и исторических сочинениях. А высшей поэзией римлян была поэзия их дел, поэзия их права.
Первым действительно выдающимся римским литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедийного жанра. Более психологичны были характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия представляла собой основательную переработку греческой. При этом Теренций ставил зрителя в такое положение, когда в поведении героев его пьес всегда присутствовал элемент непредсказуемости.
Различие римской и греческой художественных культур проявлялось во всех видах искусства, жанрах и художественных образах. Это же различие мы обнаруживаем также в стадиях и качестве римского сознания. Его полноценное формирование в римской культуре началось лишь в период разложения респу6лики. Прямым признаком этого процесса стало появление лирики, которое свидетельствует, что в обществе сформировался интерес к внутреннему миру человека. Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в известные эллинистические формы. Отсюда их погружение в александрийскую ученость, использование уже разработанных изобразительных средств.
Первым из плеяды выдающихся лириков в римской поэзии стал Гай Валерий Катулл. Как и другие поэты его крута, он писал большие «ученые» произведения и легкие небольшие стихотворения - остроумные «безделки». И в тех и в других особое внимание он уделял отделке формы. Содержание его произведений составляли вариации на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любовную тематику. Основными чертами его творчества стали отказ от гражданской героики и погружение в сферу чувств, внутренних ощущений. В целом лирика Катулла разрушала уже устоявшиеся нормы драматической поэзии и способствовала становлению того классического стиля с преобладанием типического над характерным, который стал господствующим в литературе эпохи Империи.
Культура Империи
В конце I в. до н.э. римское государство из аристократической республики превратилось в империю. С 31 г. до н.э. начинается новый период истории римской культуры. После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской войны к власти пришел Октавиан Август. Во время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Римское государство превращается в огромную империю, включающую в себя восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим становится мировой столицей. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, - воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясавших римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому традиционные римские ценности, полузабытые религиозные обряды теперь всячески культивировались и были одной из основных тем художественного творчества.