Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Рима 8 (стр. 3 из 5)

Согласно оценкам античных историков, эпоха правления Августа была золотым веком всей культуры Древнего Рима. Так называемый «римский мир», мирное раз­витие в период правления Августа, стимулировал расцвет раз­личных видов искусств. В век Августа окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Под влиянием полного освоения и переработки эллинского наследия вершин достигли литература и искусство, окончательно оформилась в своей самобытности римская художественная культура, которая позднее вошла в качестве одного из важнейших компонентов в европейскую культуру.

Литература.

Наиболее плодотворным век Августа оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали «золотым»). Будучи человеком мудрым и дальновидным, Август стремился поддер­жать свою власть не только силой оружия. Он окружил себя людьми, понимающими силу искусства, способными воспеть и прославить власть императора и римского народа. Поэтому этот период римской литературы представлен целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей, Плиний Младший, Ювенал, Петроний, Лукиан, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и т.д. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять специальные функции по своему собственному заказу. Для этого он создал кружок писателей и поэтов во главе со своим приближенным - чиновником Меценатом.

Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи Империи был Публий Вергилий Марон, к поэтическому дару которого Август не раз обращался для оправдания и прославления своих деяний. В ответ Вергилий написал первое крупное произведение «Буколики» (пастушеские песни). Вторым крупным произведением Вергилия стала поэма в четырех книгах «Георгики», воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Вергилий в своей поэме подробно и профессионально излагал сельскохозяйственные приемы, перемежая их отступлениями философского и мифологического характера. Труд земледельца признавался единственно достойным римского гражданина и, воспетый стихами Вергилия, вызывал уважение у всех граждан.

Общественный резонанс поэмы оказался чрезвычайно велик, так как она смогла оживить интерес к земле и сельскому труду. Поэтому Август вновь прибегнул к поэтической поддержке Вергилия для обоснования идеи о божественном происхождении своего рода и власти династии Юлиев, к которой он принадлежал. Так была создана героическая поэма «Энеида», самое прославленное произведение поэта. Эта поэма выразила самосознание римского народа и заняла достойное место в одном ряду с произведениями Гомера. В «Энеиде» Вергилий провозглашал идею мирового господства Рима, прославлял победы и величие Августа, римский дух, римское искусство. Вергилий умер, не успев закончить «Энеиду», но и незавершенная, эта поэма стала самым популярным памятником римской литера­туры.

Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Положительным итогом рассу­ждений философов-софистов стало возникновение малых про­заических форм - песен (художественных и исторических) и описаний. В Риме появился жанр романа, который представлял собой одновременно и реалистические рассказы о жизни раз­ных слоев римского общества, и пародии на модные в то время греческие романы о возвышенных чувствах и злоключениях ге­роев. Различные исторические повествования, ставшие быстро очень популярными, были призваны компенсировать отсутст­вие собственной мифологии. Развитие личного лирического начала в литературе, а также преобладание обыденного утили­тарного сознания в духовной жизни породили интерес к зем­ным приключениям и любовным похождениями. Процесс де­градации личности и чувств нашел отражение в литературе в сатирическом романе и в романе-пародии.

Архитектура.

Ориентация на греческое классическое наследие была характерна не только для литературы. В архитектуре также эксплуатировались достижения прошлого под знаком канонизации греческой ордерной системы. Римские императоры восстанав­ливали старые и посвящали римским богам новые храмы. В этот период римляне, придававшие первостепенное значение декоративному эффекту, разработали новый способ отделки фасадов. В отличие от греков, вытесывавших все элементы де­кора из мраморных блоков, римляне возводили стены из кир­пича и бетона, а затем навешивали на них мраморную обли­цовку. Известные слова Светония о том, что «принял Август Рим кирпичным, а оставил мраморным», отражают именно этот новый метод строительства.

Рубеж I - II вв. н. э. стал временем создания грандиозных архитектурных комплексов, построек большого пространствен­ного размаха. Рядом с римским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы разных императоров. Строились многоэтажные дома, которые оп­ределили облик Рима и других городов империи. Художественным воплощением мощи и исторической значимости импера­торского Рима стало сооружение триумфальных арок, прослав­лявших военные победы римлян.

Из памятников архитектуры императорской эпохи особого внимания заслуживает знаменитый Колизей, или амфитеатр Флавиев. Здание амфитеатра имело четыре этажа. Три этажа представляли собой аркады, поставленные одна на другую, четвертый - сплошную стену. Замечательно продумано было раз­мещение ордеров. В нижнем ярусе был использован сдержанный тосканский, во втором -изящный ионический, в третьем - рос­кошный коринфский, в четвертом – легкие и нарядные коринфские пилястры. При таком расположении колонн различных ордеров создавался зрительный эффект легкости верхних этажей и массивности нижнего. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тысяч зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать амфитеатр.

Со времени правления династии Флавиев сохранились остатки триумфальной арки Tита, воздвигнутой в честь победы в иудейской войне 70 г. н.э. Первоначально триумфальные арки создавались по особому постановлению римского сената по случаю триумфа полководца-победителя, торжественно вступавшего в столицу от Марсова поля до Капитолия. Со временем триумфальные арки начали возводиться в различных городах империи в честь различных торжественных событий. Арка Тита была украшена рельефами, изображавшими все эпизоды триумфального военного похода.

По грандиозности замысла, уровню технической мысли и общественной значимости с Колизеем соперничает «храм всех богов» - Пантеон, сохранившийся до наших дней. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Пантеон был построен с учетом осо6енностей римских круглых храмов времен Республики, состоявших в сочетании круговой композиции и продольной оси, которая, с одной стороны заканчивалась сильно выступающим портиком, а с другой, противоположной от входа стороны, - нишей со статуей Юпитера. Храм освещался через отверстие в купо­ле диаметром 8,5 м, представлявшем собою настоящий шедевр инженерного искусства. Сам купол, диаметром 43 м, имел форму полусферы и опирался на бетонные стены толщиной 6 м. В даль­нейшем многие зодчие пытались превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения, но не смогли сделать этого.

Скульптура.

Период Империи в художествен­ной культуре Рима был ознаменован расцветом неоатической школы в скульптуре, мастера которой вновь об­ратились к художественным идеалам Греции, и стали копировать шедевры древнегреческой пластики. Скульпто­ры в те годы создавали многочислен­ные портреты Августа, изображая его как бога, жреца, полководца, государ­ственного деятеля. Сложилось даже новое направление в скульптуре, кото­рое получило название августовский классицизм. Это направление резко изменило характер образа, стремясь отразить строгую классическую красоту, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Идеалом этого художественного стиля в скульптуре считалась чистота линий, изысканность и монументальность. В дальнейшем эти черты гармонично со­единились, и родился новый жанр – смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Новый жанр сде­лал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказа­лись от фронтальных композиций и постепенно от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые ли­нии и крупные формы делали портрет монументальным и экс­прессивным одновременно. Изменился портрет и по переда­ваемому настроению - от силы и жестокости в первые десяти­летия эпохи империи до религиозной покорности к концу рим­ской культуры.

Однако копирование греческих шедевров скульптуры не предполагало абсолютно точного повторения оригинала. Римские мастера создавали свои произведения с учетом норм и ценностей современной им духовной культуры. Так, в грече­ской пластике героя обычно показывают обнаженным. Но при точном портретном сходстве римским скульпторам было не­возможно показывать императора обнаженным. Поэтому на ге­роическое содержание образа намекали, оставляя обнаженными до колен ноги, либо помещая рядом с ногами амура на дельфине (символ Афродиты).

В то же время, стремление к ин­дивидуализации образа доходило иногда в своей выразительно­сти до гротеска. Так, например, в портрете императора Нерона резко подчеркнут низкий лоб, тяжелый взгляд из-под припухших век и зловещая улыбка чувственного рта. Подобным образом автор хотел отметить холодную жестокость деспота, человека низменных, необузданных страстей.

Самый поздний период развития искусства скульптурного портрета был отмечен еще большим внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией. Таким образом, в римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сфе­ру духовного начала, характерная для Средневековья. Образ человека, ут­ратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.