Заключение
Свыше 500 народных песен и инструментальных мелодий собрал и записал Яков Эшпай, он явился автором первых марийских инструментальных сочинений, приступил к национальной опере, был первым ученым-исследователем марийской музыки. Какое разностороннее проявление творческой натуры! Слова его знаменитого сына – Андрея Яковлевича Эшпая не только прекрасно сказаны, но и по сути верны : « Отец был поразительно талантлив и не только как этнограф – страстный собиратель мелодий своего народа, но и как человек, «ощущавший себя частью родной природы…»
Яков Андреевич Эшпай прожил большую и долгую жизнь. В ней были светлые дни и месяцы, связанные со сбором и обработкой мелодий родного народа, с работой по душе, периоды творческого подъема и создания оригинальных музыкальных произведений. Однако постоянно меняющиеся жизненные условия в обществе, не всегда способствовали творчеству: предвоенный период массовых репрессий, потеря старшего сына на войне и еще многие и большие, и малые жизненные неурядицы послужили причиной того, что некоторые большие начинания композитора так и не были завершены.
Однако значение деятельности Я. Эшпая в его творческой преданности искусству своего народа. Вот почему произведения его не теряют оригинальности и по сей день, а научные труды по-прежнему вызывают интерес всех, кому не безразличны проблемы национального искусства.
Список литературы
1. Андрей Эшпай: Беседы. Статьи. Материалы. Очерки /сост. Е. Гульянц. – М.: Сов композитор, 1988.
2. Герасимов О.М. Народная музыка мари: традиции и современность. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. университет, 1999
3. Кондратьев А.А. Эшпаи – музыканты и композиторы из Кокшамар. - Уфа: Информреклама, 2003
4. Мамаева М.Н. Яков Андреевич Эшпай. 1890-1963, Йошкар-Ола, 1995
Приложение 1
Родословная Эшпаев