«познай, где свет, — поймешь, гдё тьма...»
(А. Блок).
Градация — фигура речи, представляющая собой такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся (нисходящая градация) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.
«пришел, увидел, победил».
(Ю. Цезарь).
Неспециальные средства усиления изобразительности
Кроме специальных средств усиления изобразительности (словесных фигур, тропов и амплификаций), существуют и неспециальные средства усиления изобразительности, изучением которых занимается экспрессивная стилистика. Это атрибуция, гипонимизация и экспрессивная синонимия (Хазагеров, Ширина, 1994).
Атрибуция — это конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Ср.: дом и кирпичный дом.
Гипонимизация — это замена общего названия частным. Ср.: здание и коттедж.
Экспрессивная синонимия — это замена нейтрального слова более экспрессивным синонимом. Ср.: высококлассный и элитный.
Нельзя, пожалуй, оставить без внимания и остальные средства выразительности.
Антонимы — это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения:
Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. (с. есенин)
То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (н. некрасов)
Антонимы постоянно используются в антитезе — стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.
Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы:
…как бы нам самим следить, чтобы наши права
не поощрялись за счет прав других?
(А. Солженицын)
Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения или стилистической окраской.
контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:
Ломоносов – гений – любимое дитя природы.
(В. Белинский)
Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления:
усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.
Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению:
начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.
Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.
Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.:
у таких людей, как мой герой, есть искра божия.
Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.
Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
разные типы омонимов (омофоны, омографы, омоформы) также являются источником выразительности речи:
вы, щенки! за мной ступайте!
будет вам по калачу!
да смотрите ж,
не болтайте, а не то поколочу!
(А.Пушкин)
Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет:
рожденный ползать – летать не может,
либо особо выделяет второю после знака часть:
любовь – главнее всех.
Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):
безобразное отношение!
как можно беречь счастье!
Лексический повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
Риторическое обращение — фигура речи, при которой в тексте используется подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усилить выразительность, а не назвать адресата.
«ох, лето красное! любил бы я тебя,
когда б не зной, да пыль,
да комары, да мухи...»
А. Пушкин.
Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:
Джоконда. лепет людской. шепот. шорох платьев. тихие шаги… ни одного мазка, - слышу я слова. – нет мазков. как живая.
Писатели нередко сталкивают в одном контексте разные значения многозначных слов и омонимов, добиваясь комического эффекта:
женщины подобны диссертациям:
они нуждаются в защите.
(Э. Кроткий)
Аллегория — прием, основанный на замене абстрактных понятий названием конкретных образов; иносказание.
(в баснях: лиса — аллегория хитрости, муравей — трудолюбия).
Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
«бинокли. бинокли .люди хотят быть ближе к Джоконде. рассмотреть поры ее кожи, ресницы. блики зрачков. они будто ощущают дыхание Моны Лизы. они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…и они это видят и слышат. и это не чудо. таково мастерство Леонардо».
План
1.Введение
2. Словесные фигуры (анафора, эпифора, композиционный стык, кольцо, хиазм, многосоюзие, гомеология, синтаксический параллелизм, эллипсис, бессоюзие, зевгма, инверсия, парцелляция, парентеза, аллитерация);
3. Тропы(метафора, оксюморон, метонимия, синекдоха, перифраз, антифраз, ирония, гипербола, литота, эпитет, олицетворение, катахреза, гипофора, риторический вопрос);
4. Амплификация (сравнение, плеоназм, антитеза, градация, атрибуция, гипонимизация, экспрессивная синонимия);
5. Антонимы, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, фразеологизмы, аллюзия, реминисценция, авторская пунктуация, восклицательные предложения, лексический повтор, риторическое обращение, односоставные и неполные предложения, аллегория;
Литература:
1. Г.Г. Хазагеров и Е.Е.Корнилова «Риторика для делового человека».
2. Русский язык на пути к экзамену. Сдаем без проблем. Е.В. Любичева;
3. Изобразительно-выразительные средства. Лушников Б.В.
Сибирский федеральный университет
реферат
Изобразительно-выразительные средства языка
Выполнил:
Студент группы
КИ 09-04
Шнайдер О.
Проверил:
Гурова Л.А.
2009 г.