Смекни!
smekni.com

Национальные виды спорта 2 (стр. 2 из 3)

Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки – выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина. Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду: заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры.

Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.

Самбо. Борьба самбо родилась в России вскоре после революции. Созданная в эти годы ВЧК (предшественник НКВД, а впоследствии КГБ) искала способы вооружить своих сотрудников приемами задержания и обезвреживания преступников. Как было написано в одном из закрытых (в то время) наставлений: «Советские законы предоставляют право работникам органов НКВД применять огнестрельное оружие в борьбе с классовым врагом и преступниками. Вместе с тем, все инструкции, которыми руководствуются в этом случае наши пограничники, чекисты и работники милиции, категорически требуют применять оружие только в случаях крайней необходимости, когда исчерпаны все другие приемы и средства для защиты от нападения врага или для его задержания». И далее: «Каждый работник НКВД, ведущий оперативную работу, должен систематически изучать приемы, тактику и стратегию «Самбо» и повседневно тренироваться в этих приемах только тогда он сможет выйти победителем в рукопашных схватках с врагом и выполнить свою ответственную, почетную и вместе с тем опасную для себя задачу по охране государственной безопасности и борьбе с преступностью».

Все попытки начиная с 1902 года внедрить в царской охранке приемы модной в то время борьбы джиу-джитсу заканчивались неудачей. "В 1921 году (как писал в то время создатель новой системы Виктор Афанасиевич Спиридонов), благодаря практическому изучению, удалось осознать ошибку существовавшей в то время системы". Со дня организации добровольного спортивного общества "Динамо" В.А. Спиридонов работал над созданием новой системы самозащиты. Он настойчиво изучал существующие в то время приемы, отбирая самые эффективные, искал способы их тренировки. Внедрял в НКВД систему "обратной связи", заставляя сотрудников "сообщать о случаях и результатах жизненного применения предлагаемых способов". Впервые (на то время) разработал систему отработки опасных приемов и расположил их поурочно. Практическим результатом его работы стали первые книги по самозащите без оружия, вышедшие в 1927, 1928 и 1933 годах.

Если первая его книга имела ссылку на джиу-джитцу, то вторая и третья уже нет, т.к. созданная им система все больше и больше отходила от существующих ранее канонов и стала носить уже качественно новый вид системы тренировок и состязаний. Сам Спиридонов понимал, что этот процесс бесконечен и писал так: «Я далек от мысли считать молодую систему "самозащиты" законченной и уверен, что в дальнейшем она будет совершенствоваться и на основании практического материала в нее будут внесены коррективы и дополнения». Его ученики Д.А.Давыдов, М.И.Саломатин, В.Харитонов, В.П.Волков продолжили дело Спиридонова в стенах общества «Динамо» разрабатывая боевую систему «самбо» и методику тренировок и соревнований по этой системе. В силу особенностей этой организации система самбо была закрытой и доступной только для сотрудников правоохранительных органов или специалистов. Тем не менее они вели большую пропагандистскую работу развивая и спортивную часть самозащиты (из числа неопасных приемов самообороны). В 1930 году самозащита была включена в программу обучения студентов Центрального института физической культуры в Москве. В 1932 требования знать и уметь применять приемы самозащиты было введено в нормативы комплекса ГТО 2-й ступени.

3.Башкирская борьба - курэш

Многие народы нашей страны празднуют при­ход весны. В Башкирии этот праздник весны и плуга называют сабантуй. На нем можно увидеть борьбу на полотенцах, самобытные виды бега, стрельбу из лука, скачки, перетя­гивание на канатах, палках, лазанье по столбу.

Башкирское традиционное силовое состязание – вид борцовского искусства башкир представляет собой увлекательное развлечение и зрелище историко-этнографического характера.

Курэш — национальное силовое состязание, издревле широко распространенное среди кочевых и полукочевых народов: башкир, туркмен, тувинцев, казахов, киргизов, чувашей, алтайцев, якутов, калмыков и др. «Это национальная борьба тюркских народов Ура­ла и Поволжья», — пишет Р. А. Аюпов. Генетические корни его и традиции восходят к определенным канонам, обрядам и нормам, нарушение которых равносильно разрушению национальных цен­ностей. Искусственное внедрение или придумывание чужеродных типов курэш с дозволением подножек, криков представляет собой не вид спорта, а лишь попытки модернизаций, «В таком случае мы создадим башкирскую борьбу, основанную на древних прави­лах», — заявляет Харис Юсупов, выдающийся курэшист, Батыр, поборник исконно башкирского национального по содержанию и форме курэш.

Курэш в казахском и киргизском звучит курэс, у турков — «ко­реш», в якутском — «курщан тустуу», тувинском — «хуреш», турк­менском — «гореш», узбекском — «кураш», у чуваш — «керешу» и т. д.

Следует отметить, что, имея самые различные вариации в техноло­гии борьбы, основное правило — оторвать соперника от земли и бросить (положить) спиной на землю — остается неизменным истоки курэш.

Курэш — сложный состязательный комплекс действ и идей, со­стоящий из различных смыслонесущих элементов и собственной атрибутики. Возникновение его связано с жизненной необходимо­стью выживания, существования в противоборствующем мире.

Исконно народное состязание предполагало жестокую организацию собственных возможностей, закалку дыхания, эмоций, управления своими чувствами для абсолютного владения своим «Я».

Трансформируя вековые нормы курэш, мы рискуем потерять один из

институтов комплексного воспитания тела и духа. Уклонение от борьбы, замедление темпа, обман, хитрость – недопустимые морали курэш качества.

По принципу исторической и типологической закономерности разви­тия у разных народов разработаны похожие модели борьбы. Этот принцип наблюдается и в мифологии, обрядах, эпосе, преданиях народов. «В возникновении, становлении спортивных игр особую роль играют специфические условия жизни и частные закономер­ности развития народов», - считает И. Хабибуллин.

Автор приводит множество примеров из международной бор­цовской культуры, характеризует борьбу как метод совершенство­вания волевых, бойцовских качеств человека. «Некоторые особен­ности окружающей среды, бытового уклада и национального характера привели к проявлению различных вариантов борьбы, которые по праву считаются самостоятельными видами нацио­нальной борьбы у разных народов», — утверждает автор. Чукот­ские борцы перед началом состязаний пробегают около 2 км, затем обтираются снегом, в якутской борьбе борец должен уметь рабо­тать с внутренней энергией, а народы Мексики применяли захват волос. Единоборство без оружия, восходящее истоками в перво­бытнообщинную эпоху, предполагало закалку тела, достижение ловкости, храбрости для защиты человека от недругов, отстаи­вания своего пространства, права и своей жизни.

По свидетельству представителей старшего поколения, расска­зывающих о борцовских обычаях, устанавливаются нормы, детали ведения башкирского силового поединка курэш.

Этнограф С.Руденко так описывает курэш:

«В центре круга начинается борьба (курэш). Она состоит в том, что борцы выступают на середину майдана и, сбросив с себя верхнее платье (остаются только в шта­нах и сорочке) и засучив рукава рубашки, сходятся и схватываются, перекинув друг другу через спину кушак (билбау), концы которого каждый держит в руках, обмотав вокруг кисти. Расставив ноги и испытывая друг друга в ловкости и силе, они пытаются положить противника на лопатки.

Медленно и тяжело переступая с места на место, поворачивая друг друга то в одну, то в другую сторону или припадая на одно колено, стараются перекинуть противника через голову или прижимают его к груди, стараясь сломать его сопротивление, наваливаясь на него всею тяжестью тела или подымают на воздух противника и, обернув раза три вокруг себя, бросают на землю. Постепенно увлекаясь, на арене, вместо двух-трех, собираются десятки пар борющихся. Только когда схватятся два одинаково ловких и сильных противника, долго и упорно борющихся, на этой паре сосредотачивается все внимание зрителей. Как только одному из них удастся побороть противника, вся толпа одобрительным гулом приветствует победителя. Случается при этом, что раздаются шумные протесты родственников или друзей побеж­денного, усмотревших что-нибудь незаконное в рамках борьбы победителя. Поборовший подходит к одному из стариков, разда­ющему награды, и получает от него пару яиц, платок или просто лоскуток материи. Полученный приз победитель сейчас же дарит кому-нибудь из лиц почетных, отцу, дяде или старику, которые обыкновенно одаривают его деньгами (монетой в пятьдесят копеек или рублем). У зауральских башкир строго соблюдается правило, по которому раз побежденный уже больше не борется. Из борцов, победивших десятки противников, подбирается группа силачей бальван, которые начинают состязаться между собой и в результате остается один, два непобедимых богатыря (батыра). Местами эти состязания в борьбе славятся настолько, что богатыри приезжают на сабантуй за много верст померяться силами и ловкостью с другими бальванами и баты­рами». В данном описании детально выделены несколько основ­ных элементов, ярко характеризующих поединок курэшистов. Выделяя из описания ключевые моменты, мы помещаем названия технических приемов, т. с. башкирскую народную терминологию курэш: