Дракон, кусающий свой хвост
Инвентарь: нет
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 9-10.
Вид: общегрупповая, с водящим.
Развивает: координацию, ловкость.
Старинная китайская игра.
Играющие выстраиваются друг за другом. Правую руку кладут на правое плечо стоящего впереди. Первый игрок - голова дракона, последний его хвост.
Цель головы – поймать хвост. Тело дракона (остальные игроки) находится в постоянном движении и послушно следует за го-лозой. Цепочка игроков не должна разрываться. Тот, по чьей вине произошел разрыв, становится головой. Тело дракона подыгрывает хвосту, не давая голове его ухватить. Когда голова ловит хвост, последний в колонне игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший предпоследним.
Слон
Инвентарь: нет
Место проведения: открытая площадка, двор, школьный коридор
Минимальное количество игроков: 10
Вид: командная.
Развивает: ловкость, координацию, силу
Игроки делятся на две команды. Первая команда выстраивается в "слона": игроки нагибаются, и каждый последующий обхватывает предыдущего так, что его голова находится в районе талии - подмышки стоящего впереди.
Как только "слон" построен, играющие из второй команды поочередно запрыгивают на его спину, стараясь на ней удержаться. Прыгают так же, как через "козла" на уроке физкультуры. Первый прыгающий должен стараться приземлиться как можно ближе к голове слона, что бы осталось место для других. Не сумевший удержаться в этом кону больше не прыгает.
Обычно после того, как все игроки второй команды отпрыгались, в задачу слона входит пройти определенное расстояние с наездниками на спине. Для игроков, составляющих "слона" цель игры состоит в том, что бы не упасть, для игроков второй команды – причинить "слону" максимальные неудобства и, в идеале, завалить его. Потом команды меняются ролями.
Убедившись в отсутствии перспективы завалить «слона» честно, очередной игрок второй команды с разбега отвешивал хорошего пинка по заднице «слона», отчего «слон» приходил в расстройство и превращался в
Игры на реакцию
Шарик в ладони
Инвентарь: Небольшой шарик или гладкий камушек
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию, наблюдательность.
Народная игра Бирмы
Играющие выстраиваются в ряд, держа свои руки с раскрытыми ладонями за спиной. Водящий ходит за их спинами и, наконец, опускает шарик в чьи-либо ладони. Этот игрок должен неожиданно покинуть шеренгу, а его соседи – попытаться его схватить, не сходя при этом с места. Если им это удается, то схваченный меняется местами с ведущим. Если нет, то игрок возвращается на место, и игра продолжается.
Ни цвет кожи, ни то, в какой стране живут дети, не влияет на суть игрового процесса – познание, освоение, соперничество, совершенствование.
Колечко
Инвентарь: колечко или небольшой подобный предмет, легко прячущийся между ладоней.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 7-8..
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию, наблюдательность.
Русская народная игра.
Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий. Игроки держат сложенные "лодочкой" ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони "лодочкой" и прячет между ними колечко.
По очереди подходя к каждому игроку, ведущий проводит, свей "лодочкой" над "лодочкой" игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо.
После того, как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передается), ведущий говорит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!".
Тот игрок, у кого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.
Съедобное-несъедобное
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию.
Игроки выстраиваются в ряд перед ведущим. Ведущий кидает мяч каждому игроку по очереди, произнося при этом какое-либо слово. Если слово оказывается "съедобным" ("конфета", "молоко" и т.д.), то игрок должен ловить мяч, а если "несъедобным" ("горшок", "кирпич" и т.д.), то оттолкнуть его. Тот, кто ошибется (например, поймал "ботинок" или оттолкнул "арбуз") – меняется местами с водящим.Игра вызывает дружный смех, если незадачливый игрок ловит совсем неподходящий для еды предмет, например "трусы" или "соплю". А в некоторых случаях, раздосадованные неудачники стараются доказать, что можно и кошку съесть и поганку, хотя последнюю только один раз.
Поймай мешок
Инвентарь: мешочек с песком, вес которого подбирается в зависимости от возраста игроков.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: общегрупповая.
Развивает: координацию, силу, реакцию.
Игра индейцев Аляски.
Игроки встают в круг и перебрасываются мешочком с песком. Не поймавший его выбывает из игры и покидает круг. Победителем считается последний оставшийся в кругу игрок.
Игры-перетягивания
Молотилка
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 7-8.
Вид: командная.
Развивает: силу, взаимовыручку.
Йеменская игра
Все игроки, кроме одного – водящего, встают в тесный круг. Водящий остается за его пределами. Его задача – выдернуть кого-то из игроков из круга. Если ему это удается, то водящий меняется местами с этим игроком. Для усложнения задачи водящего игроки перемещаются по кругу.
Табун
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10-12.
Вид: с водящим.
Развивает: чувство команды, ловкость, быстроту.
Бурятская народная игра.
Из участников выбираются 2-3 волка, один жеребец и несколько жеребят. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг – загон. В середине круга находятся жеребята. Они издают звуки, имитирующие конское ржание. Вокруг загона ходит жеребец, охраняющий табун от нашествия волков. Волки пытаются разорвать круг и похитить жеребят. Если жеребец осалит неосторожного волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не перебьет всех волков или волки не утащат в свое логово всех жеребят.
Буйволы в загоне
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10.
Вид: командная.
Развивает: силу.
Суданская игра
Из числа играющих выбираются 2 человека. Они - буйволы. Остальные игроки встают в круг и берутся за руки, образуя загон. Задача буйволов - вырваться из круга, с разбегу разорвав цепь. Если это им удаётся, буйволами становятся игроки, не сумевшие их удержать.
Потяг
Инвентарь: разделительная линия.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10.
Вид: командная.
Развивает: силу.
Белорусская игра.
Участники разделяются на две равные команды. Игроки каждой группы образуют цепи при помощи согнутых в локтях рук.
Наиболее сильные игроки - "заводные", становятся во главе цепей. Став друг против друга, "заводные" также берут друг друга за согнутые в локтях руки и по сигналу тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию.
Тяни за голову
Инвентарь: длинный шарф, завязанный в кольцо.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная.
Развивает: силу.
Канадская игра.
Играющие встают на четвереньки (лицом друг к другу), накинув на головы шарф, и начинают пятиться, стараясь перетянуть противника. Проигрывает тот, кого перетянули или у кого шарф свалился с головы.
Луна или солнце
Инвентарь: разделительная линия.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10-12.
Вид: командная.
Развивает: силу.
Чувашская игра.
Из числа играющих выбираются два игрока, которые становятся капитанами. Один капитан – "луна", другой – "солнце". К ним по одному подходят остальные игроки и тихо, чтобы не слышали другие, говорят, что он выбирает каждый из них: луну или солнце. После этого игрок присоединяется к соответствующей команде.
После раздела команды выстраиваются в колонны, за своими капитанами обхватив стоящего впереди за талию, после чего стараются перетянуть другую команду за проведенную между ними черту. Команда, которой это удалось, считается победившей перетягивании.
Перемена для того и сделана, чтобы можно было отдохнуть от долгого сидения. Школьные дворы всегда шумны и полны ребят.
Царь горы
Инвентарь: нет.
Место проведения: снежная (песчаная и т.д.) горка.
Минимальное количество игроков: 4.
Вид: с водящим.
Развивает: ловкость, координацию, силу.
Русская народная игра
Правила игры предельно просты. Каждый игрок старается первым взобраться на вершину горы и стать ее царем, а тот, кому это удается, должен пытаться удержаться в этой роли как можно дольше, отпихивая и сталкивая вниз конкурентов. Сами конкуренты часто облегчают задачу царю, схватываясь между собой. Игра сразу же превращается в шумную азартную свалку и обычно ведется до тех пор, пока у игроков не иссякнут силы.
Догонялки
Огромное количество детских подвижных игр заключается в том, что участники должны не дать себя поймать водящему игроку. Это и "колдунчики" и "салочки" и "горелки" и "крысы" и т.д. и т.п. Эти игры существуют уже множество лет и в них (с различными вариациями) играют дети всего мира.