Попадание, в лицо при стрельбе пластилином было довольно болезненным, а пережеванной промокашкой неприятным само по себе. Так что смыслом игры было просто попасть в соперника так, что бы он вскрикнул, или ему пришлось, морщась, утираться.
Самострел
Инвентарь: самострел с запасом метательных снарядов.
Место проведения: площадка, двор.
Минимальное количество игроков: 6.
Вид: индивидуальная, командная.
Развивает: меткость.
Конструкции самострелов разнообразны. Наиболее часто употребляются два варианта.
На конец пластиковой или металлической трубки надевается резиновый напалечник и плотно крепится пластырем или веревкой. Перед выстрелом в трубку вкладывается подходящий по размерам снаряд (например, небольшой камешек), и оттягивается вместе с напалечником, при отпускании которого происходит выстрел – снаряд вылетает из трубки.
В другом варианте самострела, на короткую дощечку (длиной см. в 30), за оба конца крепиться обычная бельевая резинка и бельевая прищепка, служащая спусковым механизмом. Перед выстрелом снаряд с оттянутой резинкой зажимается прищепкой, а для выстрела необходимо нажать на прищепку. Небольшая скорость вылета позволяет использовать такие самострелы для перестрелок.
Рогатка
Инвентарь: рогатка с запасом метательных снарядов.
Место проведения: открытая площадка, двор, лес.
Минимальное количество игроков: 1.
Вид: индивидуальная.
Развивает: меткость.
Самое серьезное оружие из всего детского игрового инвентаря. Не стоит недооценивать ее боевые характеристики. Скорость вылета камня у хорошо сделанной рогатки превышает скорость вылета снаряда пращи и лука, а попадание в человека (не говоря о мелких животных) может серьезно травмировать или убить.
Конструкция рогатки предельно проста - прочная роготулька с натянутой на рога резинкой.
Рогатку изготавливают из Y-подобной ветки и толстой резинки-жгута. На резинку надевается "кожеток" кусочек кожи, который служит для удержания снарядов перед выстрелом.
Снарядом являются стальные шарики от подшипника, крупная дробь, круглые камушки, высушенные глиняные шарики и т.д.
Перестрелка из рогаток занятие опасное, по этому для стрельбы выбираются какие-либо мишени – банки, бутылки и т.д. Прицельная дальность выстрела составляет 20-30 м, а максимальная дальность полета снаряда до 400м, для наиболее мощных образцов, хотя обычно не превышает 50-70м.
Еще одна вариация рогатки – шпоночная рогатка. "Кожеток" в ее конструкцию не входит, и используется не толстая медицинская, а тонкая авиамодельная резина. Снарядом служат U-образные куски толстой проволоки – "шпонки". Шпоночная рогатка легче и меньше обычной, и имеет один существенный недостаток – траекторию полета снаряда при стрельбе больше чем на 3-5 метров предсказать сложно, его часто "уводит" в сторону.
Летние снежки
Инвентарь: некрупные недозрелые яблоки.
Место проведения: открытая площадка, двор.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная, командная.
Развивает: меткость, тактические навыки, ловкость.
Так как вместо снежков использовались недозрелые яблоки (размером со среднюю редиску), то играли в основном в июне. Делились на две команды: "сторожа" и "бандиты". Сторожа охраняли какую-либо территорию, а в задачу бандитов входило ее захватить. Боевое столкновение имитировали, швыряя друг в друга яблоками. Попадание в какую-либо конечность полностью выводило ее из строя. Попадание в корпус или голову "убивало" игрока.
Иногда в игру включали и "холодное оружие" – деревянные шпаги и сабли, сделанные из веток и с эфесами из толстой проволоки.
Игра в "войнушку" одна из самых любимых детских игр. Но дети – не солдаты. На их лицах нет ожесточения, а только задор и улыбки. Для них это – соревнование.
Стрельба в цель с кружением
Инвентарь: мишень, столбик, мяч (для подростков – лук)
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная.
Развивает: координацию, меткость.
Якутская народная игра.
На дереве подвешивается картонный или берестяной диск, диаметром в 20-25 см. В 3-5 метрах от него в землю вкапывается столбик. Играющий должен несколько раз обежать вокруг столбика и поразить мячом висящую мишень. Победителем считают того, кто поразил цель, обежав вокруг колышка большее число раз.
Охота на оленей
Инвентарь: санки с закрепленными рогами, имитирующие оленя, арканы по числу играющих.
Место проведения: открытая площадка, желательно с пологой горкой.
Минимальное количество игроков: 3.
Вид: индивидуальная.
Развивает: меткость, специфические охотничьи навыки.
Игра республики Коми.
Один из играющих толкает санки с пологой горки, остальные пытаются набросить арканы на "оленя". Выигрывает тот, кому удалось это сделать большее число раз.
Игры на воде
Игры на воде в основном представляют из себя вариации "сухопутных" игр.
Салочки в воде
Инвентарь: нет.
Место проведения: водоем с обширной отмелью.
Минимальное количество игроков: 4.
Вид: с водящим.
Развивает: выносливость, быстроту, ловкость.
Играют на обширной отмели. Как и в обычных салочках, водящий старается осалить кого-то из остальных игроков. Можно убегать, нырять и плавать, но запрещено перемещаться на место, в котором глубина больше, чем по шею игроку. Нарушивший считается осаленным и меняется местами с водящим.
"Карусель" – очень простая игра. Водящий раскручивает над головой привязанный к веревке мяч, а игроки ныряют, чтобы он пролетел над их головами. Кто не успел – водит.
Собачки
Инвентарь: мяч.
Место проведения: водоем с обширной отмелью.
Минимальное количество игроков: 4.
Вид: с водящим.
Развивает: тактические навыки, координацию.
Водящий ("собачка"), старается отнять мяч у остальных игроков или перехватить их передачи. Если собачка завладела мячом, то она меняется местами с тем, у кого мяч отобран. Если игроков больше 6-7 человек, то собачке может быть несколько. Идеальное сочетание: 1 собачка на 3-4 игрока.
Морской бой
Инвентарь: надутые тракторные камеры большого размера, например от тракторов "К-700" или "Т-150".
Место проведения: водоем со слабым или отсутствующим течением, например пруд или озеро.
Минимальное количество игроков: 6.
Вид: командная.
Развивает: тактические навыки, общефизический эффект.
На каждой камере-корабле размещается по 3-6 игроков. Их задача – перевернуть вражеское "судно" или столкнуть всех членов его команды вводу. Когда играющих много, то можно играть команда на команду, или каждому "кораблю" сражаться саму за себя.
Иногда прямому столкновению предшествовала перестрелка заранее заготовленными снарядами. Например, легкими камушками керамзита. Попадание в такой перестрелке не выводит игрока из игры, а просто разжигает боевой пыл игроков.
Прыгательные игры
Обычно подобные игры считаются "девчачьими" и мальчики играют в них достаточно редко.
Скакалка
Инвентарь: скакалка.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 3.
Вид: индивидуальная.
Координацию, выносливость, прыгучесть, воображение.
Игры со скакалкой заключаются в последовательном безошибочном выполнении определенного набора движений. Например, пять прыжков надо совершить на правой ноге, потом пять на левой, затем в прыжке развернуться на 180 градусов и т.д. Участники могут выполнять одну или несколько "классических" схем, или демонстрировать личную. В последнем случае сложность схемы влияет на определение победителя.
Если игрок ошибается, то прыгает следующий по очереди.
Простая скакалка может доставить ребенку массу удовольствия.
Прыгающий может вращать скакалку сам или это могут делать два других игрока, взявшись за ее концы. В усложненном варианте вращают сразу две скакалки.
Резиночка
Инвентарь: бельевая резинка длиной в 2-3 метра.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 3-4 .
Вид: командная, индивидуальная.
Развивает: координацию, выносливость, прыгучесть, воображение.
Используется обычная, связанная за концы в кольцо. Резинка натягивается между ногами двух играющих, третий выполняет прыжки. Играют, как правило, втроем или вчетвером. Если меньше, то используют любые подручные средства (пенек, забор, столб), натягивая резиночку между ними. Бывает 6 высот-уровней сложности: по щиколотку, по колено, по бедра, до талии, до груди, до шеи. Цель игры, как и при прыжках через скакалку выполнить определенную комбинацию прыжков. Игрок, безошибочно выполнивший комбинацию на одной высоте, переходит к другой. В случае ошибки он меняется местами со "столбом"
При игре втроем играют каждый сам за себя, вчетвером - две команды. Прыгают, пока не ошибутся. Игра начинается с самых простых прыжков и постепенно усложняется. Каждая комбинация прыжков отрабатывается на всех высотах. Количество прыжков определяется возрастом участников по количеству лет.
Каждая фигура в комбинации носила свое название: "карандаш", "березка", "тяпы" и т.д.