Место: спортивный зал, площадка, рекреация, поле размерами 10×20, 20×40 м.
В игре участвуют две команды: «Черные» и «Белые». Как только руководитель игры воскликнет: «Черные!» или вброшенный в центр поля кружок упадет темной стороной вверх, «черные» становятся преследуемыми и убегают. «Белые» ловцы преследуют «черных», чтобы запятнать их в пределах поля. По команде: «Белые!» участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.Варианты игры:
а) введение различных исходных позиций: в упоре или лежа на животе;
б) смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади и т. д.
После каждой перебежки ловцы должны объявлять, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.
В зависимости от размеров площадки и исходной позиции игроков расстояние между обеими командами необходимо определять так, чтобы ловцы могли справиться со своей задачей.
«День и ночь»
На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.
Правила игры. Осаленные переходят в команду соперника.
«Третий лишний»
Задачи: развитие ловкости, координации движений, внимательности, скоростных качеств; совершенствование умения ориентироваться на местности.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Игроки команд располагаются парами внутри площадки. Расстояние между парами 2 – 3 м. Водящий и один из игроков (убегающий) располагаются за линией. Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями.
Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг. Пересекать линию круга не разрешается. Пятнать можно только во время бега.
Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были водящими.
Содержание игры можно изменить введением различных исходных положений, из которых будут стартовать игроки.
3. Контроль уровня сформированности быстроты в экспериментальном классе. Для проверки того, насколько эффективно использование подвижных игр на уроках легкой атлетики в средней школе, мы провели повторно в двух классах тест бег 30 м. получили следующие результаты: количество учащихся с низким уровнем быстроты в 6 «а» классе уменьшилось на 9,6% (с 6 до 4 человек); а со средним и высоким – увеличилось с 10 до 11 человек (на 4,8%) и с 5 до 6 человек (на 4,8%) соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование подвижных игр на уроках легкой атлетики в средней школе эффективно для воспитания быстроты. Использовать их необходимо комплексно и регулярно, но следует отметить, что превращать уроки физической культуры только в игры недопустимо; нужно умело комбинировать игру с другими видами деятельности на уроке физической культуры.
Список литературы
1. Гуревич И.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. Пособие. – Мн.: Высш. шк., 1992. – 319 с.
2. Жилкин А.И. Легкая атлетика. - М.: Академия, 2005.
3. Семенов В.В. Легкая атлетика в 6 классах // Физическая культура в школе. – 2005. - № 4. – С. 25 – 26.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.