Смекни!
smekni.com

Значение и последовательность экзерсиса (стр. 4 из 7)

Наиболее тщательно нужно тренировать переход рук из III позиции на II и со II позиции. Опуская руки в подготовительное положение, надо следить, чтобы, по мере раскрытия рук из III позиции на II, кисти не поворачивались ладонями вверх, а постепенно раскрывались ладонями к зрителю. При этом локти не опускаются, а поддерживают ровную линию закругленных рук.

Опуская руки из II позиции в подготовительное положение, надо слегка приподнять их, одновременно несколько вскинув вверх кисти, которые в этот момент разворачиваются ладонями вниз. Овальная линия немного распрямляется. При опускании рук кисти отстают и на ходу постепенно закругляют линию.

Учебное поднимание рук во II позицию происходит через I. Поднимание в III позицию может происходить из I и II позиций. Опускание рук из III позиции в подготовительное положение происходит через II позицию. Из III позиции на II руки могут опускаться сразу вниз, но могут проходить и через I позицию.

Участие рук в экзерсисе.

В статичном положении или в прыжке, в момент фиксации позы, руки сохраняют четкость линии. При движении одной или двух рук нужно следить, чтобы они не заходили за линию центра фигуры, когда находятся впереди, корпуса или перед головой.

В упражнениях у палки руки, как правило, сохраняют постоянное положение: одна на II позиции, другая на палке. II позиция наиболее удобна и полезна в работе, поэтому она применяется как основная (особенно в младших классах). При исполнении упражнений на середине зала, на полупальцах, руки, открытые на II позицию, помогают сохранять устойчивость.

Многие упражнения у палки и на середине зала начинаются с предварительного открывания рук в позицию (чаще всего во II) и комбинированные положения. Это является подготовкой к упражнению — preparation.

Вначале поднимается в I позицию рука, затем нога из исходной позиции (I или V) одновременно с рукой открывается на II позицию. Для некоторых упражнений в preparation рука и нога начинают движение вместе (например, preparation перед rond de jambe par terre).

В первом классе в первом полугодии preparation исполняется на вступительный такт 4/4- На первую и вторую четверти рука поднимается в I позицию, на третью и четвертую четверти отводится на II позицию.

Во втором полугодии и в следующих классах одна или обе руки перед упражнением поднимаются в требуемую позицию на затакт на 2/4, исполняемые аккордами. В момент поднимания руки в I позицию голова поворачивается прямо, взгляд сопровождает кисть. Дальше голова слегка склоняется к плечу, противоположному поднятой руке, затем вместе с движением руки поворачивается в сторону руки, открываемой на II позицию. Взгляд сопровождает кисть.

После упражнения руки опускаются в подготовительное положение на заключительный такт 4/4 (в старших классах—на два заключительных аккорда).

В ряде упражнении у палки и на середине зала (например, в battements developpes и fondus и т. д.) для развития координации движений рук и ног одна или обе руки могут начать движение одновременно с ногами на начало музыкальной фразы и также одновременно закончить его на конец музыкальной фразы.

Голова и лицо

Положение головы и выражение лица имеют в танце большое значение. Без наклонов головы, без ее поворотов ни одна поза не имеет законченного вида. Выразительность лица и глаз одухотворяет позы.

Положения головы, ее наклоны и повороты изучаются уже с первого года обучения. Движения головы вводятся постепенно, сперва в preparation (при открывании рук на II позицию), затем в grand pile, epaulement, при изучении port de bras и поз.

Учащиеся во время упражнений от физической нагрузки часто напрягают шею, закусывают губы, появляются судорожные подергивания лицевых мышц. Эти недостатки следует устранять, чтобы они не вошли в привычку и не помешали в дальнейшем.

Epaulement.

В классическом танце встречаются различные положения фигуры: прямо (en face), в полуоборот (epaulement), спиной и в профиль к зрителю. Наиболее широко в танце применяются положения epaulement и en face.

Epaulement — положение фигуры в полуоборот к зрителю по диагонали. Оно тесно связано с понятиями croise и efface.

Понятие croise означает скрещенность линий в позе танцующего (направление поворота головы и корпуса создает как бы скрещенную линию, ноги тоже скрещены).

Понятие efface означает развернутое положение фигуры без скрещенных линий.1

Так, например, если в V позиции правая нога находится впереди, корпус повернут правым плечом вперед, голова направо — это положение epaulement croise. Если, не меняя поворота плеч и головы, поставить правую ногу назад, скрещенность линий пропадает, фигура принимает положение epaulement efface.

Понятия croise и efface тесно связаны с маленькими и большими позами классического танца.

В первом классе положение epaulement вводится во второй половине года в упражнениях на середине зала, на plie в III, IV и V позициях, затем, при изучении поз, port de bras и temps lie.

Устойчивость (aplomb).

Устойчивость — один из основных элементов классического танца.

Положение фигуры в позах и упражнениях на всей ступне, на полупальцах и пальцах, на двух и на одной ноге должно быть уверенное, устойчивое, без смещения опорной ноги и подскоков на ней.

Сохранить длительную устойчивость на полупальцах и пальцах на одной ноге в зафиксированной позе трудно. Еще труднее не потерять устойчивость позы после большого прыжка и приземления на одну ногу, после прыжка с вращением в воздухе, а также в турах и пируэтах.

Развитие устойчивости начинается с первого класса, когда вырабатываются постановка ног и корпуса в экзерсисе у палки и умение распределять центр тяжести корпуса равномерно на одну или на две ноги. Положение фигуры при этом должно быть вертикальное, без наклона вперед или назад и прогиба в пояснице; спина прямая, ягодичные мышцы подтянуты. Поясница укрепляется напряжением спинных мышц. Ни в коем случае нельзя держать спину с напряженно соединенными лопатками, это неизбежно ослабляет подтянутость поясницы.

Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит по середине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда стоишь на всей ступне.

В тех случаях, когда требуется перегиб корпуса в сторону, назад или наклон его вперед, для устойчивости центр тяжести корпуса должен быть на опорной ноге, через которую проходит вертикальная ось тела. Равновесие удерживается благодаря правильному распределению центра тяжести корпуса на опорной ноге в сочетании с подтянутой спиной и бедрами. Сохранению устойчивости способствует также закрепленное в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной.

Понятия en dehors и en dedans.

Понятиями en dehors (наружу) и en dedans (внутрь) определяются вращательные движения ноги по кругу или вращения фигуры на полу или в воздухе вокруг своей вертикальной оси на одной или на двух ногах, с продвижением или на месте.

С понятиями en dehors и en dedans учащиеся впервые знакомятся при изучении rond de jambe par terre, где работающая нога из I позиции движется в направлении вперед и по дуге, в сторону и назад, замыкая круг в I позиции, то есть описывает наружный круг от опорной ноги (en dehors).

Движение ноги в направлении назад и по дуге, в сторону и вперед, описывающее круг к опорной ноге, будет en dedans.

Усвоив на rond de jambe par terre движение ноги по наружному и внутреннему кругу, значительно легче ориентироваться в en dehors и en dedans при поворотах и турах.

Все вращательные движения фигуры вокруг своей вертикальной оси (направления поворота) определяются теми же понятиями en dehors и en dedans, что и в rond de jambe par terre.

Вращение en dehors — это вращение от опорной ноги слева направо, если стоять на левой ноге; en dedans — к опорной ноге справа налево.

Таким образом, понятие en dehors и en dedans ложится в основу определений вращательных движений ног и фигуры по наружному и внутреннему кругу.

PLIE.

Полуприседание (demi рlie) и глубокое, большое приседание (grand plie) развивают ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость которых играют значительную роль в классическом танце. В приседаниях, особенно глубоких, активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы.

Полуприседание (demi plie) является неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и заканчивается любой прыжок, поэтому ему следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях движений.

Общие замечания. Приседания в первом классе надо начинать с полуприседаний в позициях, лицом к палке. IV позиция (как и при изучении позиций ног) включается в работу последней, когда учащиеся исполняют полуприседания, держась за палку одной рукой.

Глубокое приседание изучается позже, ибо требует поставленных, выворотных и достаточно сильных ног, поставленной и закрепленной спины. Эти качества вырабатываются при изучении позиций ног, полуприседаний, battements tendus и других движений на полу. Только после этого можно перейти к изучению глубоких приседаний.

В полуприседаниях и приседаниях особое внимание обращается на выворотное положение ног, иначе ахиллово сухожилие не в полной мере включается в работу и не получает должного развития. Недопустим «завал» на внутренние стороны ступни, на большой палец. Центр тяжести тела распределяется равномерно на обе ноги. Корпус должен быть прямым и подтянутым, спина без прогиба в пояснице, ягодичные мышцы напряжены и втянуты (особенно при исполнении приседаний во II позиции). Мышцы ног также напряжены; колени предельно развернуты и при приседании направлены в сторону носков (колено против носка).

Приседание и выпрямление происходят равномерно, без рывков, причем, достигнув предельной точки внизу, нельзя задерживаться на plie; подниматься следует сразу, не прерывая движения.