Смекни!
smekni.com

Значение и последовательность экзерсиса (стр. 5 из 7)

В первом классе полуприседание и полное приседание изучаются отдельно и исполняются по два раза на всех позициях каждое. Позднее возможны соединения двух полуприседаний с одним полным приседанием.

В последующих классах количество приседаний сокращается наполовину. В упражнения у палки и на середине зала добавляются движения, связанные с приседанием, поэтому не следует увлекаться излишним количеством приседаний: это расслабляет связки ног. В ежедневных занятиях и на протяжении всего курса обучения рекомендуется приседания у палки чередовать: один день исполнять их с правой ноги, другой — с левой и т.д. Такое чередование даст равномерное развитие обеих ног.

DEMI PLIE.

В полуприседаниях пятки не должны отделяться от пола. Это развивает ахиллово сухожилие, вырабатывает правильное положение ступни в прыжках, где толчок от пола делается пятками. При исполнении полуприседаний рука предварительно открывается на II позицию.

В самом начале обучения (в первом полугодии первого класса) полуприседание исполняется на два такта по 4/4, в медленном темпе. На первый такт делается приседание, на второй — выпрямление.

Во втором полугодии полуприседание исполняется на один такт 4/4- На первую и вторую четверти — приседание, на третью и четвертую — выпрямление. В последующих классах — также на один такт 4/4, но темп несколько ускоряется.

GRAND PLIE.

В глубоком приседании следует, как можно дольше удерживать пятки на полу, пока они сами непроизвольно не оторвутся от него. При выпрямлении нужно стараться, как можно раньше опустить пятки на пол, но не ускорять темпа выпрямления ног. Обе пятки должны отделяться от пола и ставиться на пол одновременно. Все время надо сохранять предельную развернутость бедра и выворотность ступней.

В полном приседании во II позиции пятки от пола не отделяются.

На приседании в IV позиции следует правильно распределять центр тяжести тела между ступнями и приседать равномерно на обеих ногах.

В первом полугодии первого класса глубокое приседание изучается в медленном темпе на два такта по 4/4. Один такт — приседание, второй — выпрямление.

Во втором полугодии приседание можно исполнять на один такт 4/4 Медленный темп сохраняется.

В последующих младших классах полное приседание исполняется в медленном темпе на один такт 4/4; в средних и старших классах также на один такт, но темп несколько ускоряется.

Полуприседание и глубокое приседание могут комбинироваться друг с другом или с другими движениями и исполняться на один такт 2/4.

Глубокое приседание требует координации движений ног, рук и головы при активном участии корпуса. Перед началом

приседания рука открывается через I позицию на II (preparation). При исполнении глубокого приседания на середине зала на II позицию открываются обе руки. Со II позиции рука опускается в подготовительное положение, проходит близко от колена, не задевая его, затем поднимается в I позицию и открывается на II. Движение руки плавное, неразрывно связанное с движением ног, начинается и заканчивается одновременно, с началом и окончанием plie. Точное распределение движения на музыкальные доли воспитывает координацию.

Опуская руку (особенно на приседаниях в IV и V позициях), надо следить, чтобы плечо не выдвигалось вперед.

Перед началом приседания голова повернута в сторону руки, открытой на II позицию, взгляд направлен на кисть. При переходе руки в подготовительное положение взгляд сопровождает ее движение, при этом голова немного опускается вниз и, не поворачиваясь, слегка склоняется к плечу, противоположному работающей руке. Затем рука поднимается до I позиции, голова поднимается и поворачивается в сторону открывающейся на II позицию руки, взгляд направлен на кисть.

BATTEMENTS TENDU.

Отведение работающей ноги в каком-либо направлении и возвращение ее к опорной в хореографической терминологии называется battement.

Отведение ноги может быть из вытянутого положения и из согнутого в вытянутое; приведение ноги — вытянутое и согнутое.

Каждый вид battement имеет свою форму и носит самостоятельное название.

Battement tendu simple.

Battements tendus simples (простые) исполняются из I и V позиций вперед, в сторону и назад, музыкальный размер 4/4 и 2/4.

Вначале изучение идет в медленном темпе, раздельно, с остановками. Открывание и закрывание вытянутой ноги происходит равномерно. В законченной форме battements tendus акцент движения падает на момент возвращения ноги в I или V позицию. Во время движения бедро работающей ноги должно быть выворотным и подтянутым в тазобедренном суставе. Бедра держатся ровно.

Первоначально battements tendus изучаются лицом к палке в I позиции с отведением правой ноги в сторону и повторяются в этом направлении от четырех до восьми раз. Затем исполняются с левой ноги. Дальше упражнение разучивается вперед (с одной и другой ноги) и назад.

В V позиции battements tendus исполняются в том же порядке. При изучении battements tendus у палки или на середине зала (вначале в I позиции, затем в V) последовательность исполнения остается та же.

Позднее эти направления объединяются в одну комбинацию и исполняются в общепринятой последовательности: вперед, в сторону, назад и в сторону.

После усвоения battements tendus в этой последовательности направления могут варьироваться различно.

Battement tendu из I позиции. Встать в I позицию, правую руку открыть через I позицию на II.

а) Battement tendu вперед. Правую ногу, вытягивая подъем и пальцы, не отрывая носка от пола, отводят вперед (носок идет вперед по прямой от своей исходной точки в I позиции). Центр тяжести корпуса передается на опорную ногу. Работающая нога легко движется по поверхности пола, пятка сильно выдвигается вперед для сохранения выворотного положения ступни.

При возвращении работающей ноги в I позицию движение следует начать от носка, также удерживая пятку вперед; ступня сгибается в подъеме и на ходу разворачивается в выворотное положение I позиции.

б) Battement tendu в сторону. Исполняя battement tendu в сторону, следует отводить работающую ногу по прямой линии от опорной ноги.

Для сохранения выворотности пятка выдвигается вперед, носок оттягивается назад.

При возвращении ноги в I позицию выворотность сохраняется.

в) Battement tendu назад. При исполнении battement tendu назад, отводя ногу, движение следует начать от носка, удерживая ногу в максимально выворотном положении (носок идет назад по прямой от своей исходной точки в I позиции).

Возвращая ногу в I позицию, движение начать от пятки, носок оставить отведенным назад, что придаст ступне необходимую выворотность.

Battement tendu из V позиции. На battements tendus из V позиции нога отводится вперед носком против пятки опорной. В сторону — выводится носком по прямой линии от опорной ноги: носок против ее пятки. Назад нога идет так же, как и вперед: носок работающей ноги против пятки опорной.

Исполняя battements tendus из V позиции, нужно тщательно следить за тем, чтобы, при отведении и приведении работающей ноги в V позицию вперед, из направления вперед и в сторону, колено оставалось вытянутым. Натянутость колена во время отведения и приведения ноги в V позицию сзади, из направления назад и в сторону достигается значительно легче.

Для сохранения выворотного положения ступни работающей ноги применяются те же правила, что и в I позиции.

Отводя ногу вперед, пятку следует активно выдвигать вперед. Возвращая ногу в исходную позицию, скорее отводить носок к пятке опорной ноги, чтобы пятка и носок работающей ноги одновременно пришли в соприкосновение со ступней опорной ноги.

При закрывании ноги со II позиции в V назад пятка работающей ноги движется вдоль ступни опорной и в конечной точке плотно прижимается к носку опорной ноги.

При движении назад активно отводится носок.

Закрывая ногу в V позицию сзади, надо скорей подводить пятку к носку опорной ноги, чтобы пятка и носок работающей ноги одновременно подошли к ступне опорной.

Общие замечания. При отведении ноги скользящим носком по полу вперед в конечной точке нужно прикасаться к полу большим пальцем; при приведении ноги в I или V позиции нельзя опускать пятку — она держится вперед и высоко; ступня, сгибаясь, подбирается, и прикосновение к полу с большого пальца переходит на всю плоскость ступни.

При отведении ноги скользящим носком по полу назад соприкосновение с полом постепенно переходит на большой палец; при закрывании ноги в I или V позиции пятка не поднимается, а остается опущенной вниз. Ступня, сгибаясь, подбирается, и прикосновение к полу с большого пальца переходит на всю плоскость ступни.

При отведении в сторону нога прикасается к полу одним носком.

Последовательность изучения.

1. Размер 2/4. На первый такт нога отводится в требуемом направлении; на второй — положение сохраняется; на третий возвращается в I или V позицию; на четвертый — положение сохраняется.

2. Размер 2/4. На первую четверть первого такта нога отводится в требуемом направлении; на вторую — положение сохраняется; на первую четверть второго такта нога возвращается в I или V позицию; на вторую — положение сохраняется.

3. Размер 2/4. На первую четверть первого такта нога отводится в нужном направлении; на вторую возвращается в исходную I или V позицию; на первую четверть второго такта отводится; на вторую четверть возвращается в I или V позицию и т. д.

4. Законченная форма. Размер 2/4. За тактом работающая нога отводится в заданном направлении; на первую четверть возвращается в I или V позицию; на первую восьмую второго такта отводится; на вторую восьмую возвращается в I или V позицию.

Таким образом, в законченной форме при размере 2/4 на один такт делается два battements tendus.

Вначале в каждом из трех направлений battement исполняется по четыре раза, затем по восемь во всех направлениях.

Battement tendu demi plie.