Курганные могильники андроновских племен лучше всего изучены на территории Челябинской области. По устройству и характеру находки делятся на две группы. На кладбищах одной группы, как в Кантюбинском кургане, умерших сжигали в стороне, а в могилах хоронили лишь обугленные мелкие кости. Один из подобных памятников наиболее полно был раскопан К.В. Сальниковым около д. Федоровка.
Особенность другого обычая заключалась в том, что трупы хоронили без кремации, как это было, например, в Ишкуловском кургане. Представляет интерес и то, что в обоих типах могильников горшки, сопровождавшие мертвых на «тот свет», были различными по орнаменту, отличались они и по форме. В могильниках с трупосожжением горшки изящнее по форме, поверхность у них тщательно сглажена, украшена нарядным орнаментом. В могильниках второй группы (без трупосожжения) горшки грубее и орнамент проще. Возникает вполне естественный вопрос: могло ли быть у одного и того же народа два различных способа захоронения.
Возраст андроновской культуры на Урале исследователи определяют в пределах 1800-800 годов до нашей эры. В течение такого длительного периода андроновская культура не могла оставаться неизменной.
К.В. Сальников пришел к выводу, что вышеописанные два способа захоронения умерших существовали у одного населения андроновских племен, но в разные исторические эпохи. По его мнению, андроновцы в более древние века (1800-1500 вв. до н.э.) умерших сжигали, а позднее этот обряд сменился обычным трупоположением. На основе анализа всего накопленного материала по андроновским племенам К.В. Сальниковым еще в 1948 г. Была разработана первая периодизация их истории. В развитии андроновской культуры автор выделил три основных этапа, которые были названы по наименованию характерных памятников: феодоровский (XVII-XVI вв. до н.э.), алакульский (XV-XII вв.) и замараевский (XII-VIII вв. до н.э.). Эта периодизация К.В. Сальникова получила общее признание у археологов нашей страны как наиболее удачная гипотеза, объясняющая историю возникновения и развития культуры андроновских племен. Однако с накоплением нового материала за последние годы появилась возможность дать несколько иное объяснение этому загадочному явлению.
В.С. Стоколос, исследуя новые и пересматривая материалы ранее раскопанных памятников, пришел к выводу, что памятники всех выше отмеченных трех этапов существовали примерно в одно время и принадлежали к различным археологическим культурам, к андроновским же племенам принадлежали лишь памятники феодоровского этапа, появившиеся на Южном Урале позднее, чем XVIII в. до н.э., и распространенные на значительно меньшей территории.
Андроновскую культуру, как правило, относят к индоиранцам. Некоторые исследователи (например, Е. А. Хелимский и В. В. Напольских) считают представителей андроновской культуры носителями четвёртой, исчезнувшей ветви индоиранских языков. Также культура связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э. Археологический памятник Синташта (многие археологи определяют его принадлежность к андроновской культуре) находится в верхнем течении Урала. Захоронения производились в курганах и включали (полностью или частично) останки домашних животных (лошадь, собака). В этом комплексе найдены украшения из бронзовых пронизок и пластин,которые использовались в качестве накосников и нагрудников. В двух женских синташтаистских погребениях найдено по одному роскошному нагруднику, состоящему из серебряных пластин и пронизок, нашитых на толстую кожу. Общая типологическая близость этих нагрудников с накосниками из кургана срубных племен не вызывает сомнения. Конструктивное сходство явное и единственное отличие от современных нагрудников - это использование в последних бисера, серебряных монет и пластин.
Культура Синташта-Петровка сменилась культурой Фёдорово (1400-1200 до н. э.) и Алексеевки (1200-1000 до н. э.), также относящимся к андроновской. В Южной Сибири и Казахстане андроновскую культуру постепенно сменяет карасукская культура (1500-800 до н. э.). На западной границе андроновская культура сменяется срубной культурой.
В 1951 году А. А. Формозов предложил термин «андроновская культурная общность» и в 1954 году термин принят научным сообществом.
Западными соседями андроновцев на Южном Урале явились племена, условно названные срубняками по методу хоронения. Эти племена хоронили своих умерших соплеменников в деревянных срубах, опускаемых в могильную яму. По этому признаку их культуру назвали срубной.
Срубная культура, выделенная В. А. Городцовым в 1901 году.- это протоскифская или киммерийская археологическая культура эпохи бронзы (17-12 вв. до н. э.). Сформировалась на основе полтавкинской культуры. Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья. Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников. В Нижнем Поволжье найдены самые ранние памятники, связанные с ямной культурой. Какое-то время срубная культура существовала параллельно с катакомбной.
Срубняки, как и андроновцы, в эпоху бронзы составляли большой массив родственных по происхождению и культуре племен и занимали территорию от Урала до Днепра. Они занимались преимущественно скотоводством и земледелием. Несмотря на то, что по происхождению срубные племена развились самостоятельно, в их культуре и образе жизни было много общего с андроновцами, это особенно хорошо прослеживается в уральских степях, где срубные и андроновские племена расселялись смешанно. В ряде случаев археологам трудно распознать принадлежность памятника к андроновской или срубной культуре. Их можно опознать лишь по незначительным признакам.
Срубные племена вели сначала оседлый образ жизни. Известны поселения срубной культуры — по-прежнему по берегам рек, вблизи пойменных лугов. Поздние поселения обнесены рвами и валами.
По берегам рек Белой и Демы найдено немало следов поселений срубняков. В 1953-1954 гг. при раскопках срубного поселения близ деревни Береково в Мелеузовском районе К.В. Сальниковым было обнаружены остатки нескольких землянок четырехугольной формы. В заполнении земляночных котлованов в большом количестве были найдены глиняные горшки, кости животных и другие вещи. Несколько подобных жилищ срубняков исследовано также в Кушнаренковском районе, в 2 км от деревни Кувыкино.
На территории западных районов Башкирии известны многочисленные курганные могильники срубных племен. В течение последних 5-2 лет они исследовались у деревень Именлекулово, Верхне-Аташево, Ново-Балтачево в Чекмагушевском районе и у города Давлеканово. Аналогичные курганы выявлены у деревни Мелеуз-Тамак Миякинского района, в Туймазинском, Бакалинском и ряде других районов Башкирии. Некоторые из них открыты случайно во время земляных работ и о них стало известно по сообщениям местных жителей.
Под насыпью одного кургана обычно находиться от одного до десяти могил. Но встречаются и большие курганы. Известный советский археолог Н.Я Мерперт в большом Кайбельском кургане в куйбышевской области обнаружил более ста могил. Здесь, как и в остальных курганах срубных племен, умершие захоронены в скорченном положении. Если в одной могиле хоронили мужчину и женщину, то мужчина, как правило, лежит на правом боку, а женщина - на левом. Провожая усопших на «тот свет», рядом с ними укладывали глиняный горшок с пищей, копья, ножи, топоры, куски мяса; одежда умерших была украшена медными и золотистыми бляшками. Глиняные горшки срубняков по своей форме напоминают андроновские, но они несколько грубее, и орнамент на них проще. Часто встречаются горшки, не имеющие орнамента. Срубники изготавливали острореберные сосуды с очень характерным геометрическим орнаментом. Среди них почти нет остродонных, а позже и круглодонные сосуды сменяются сосудами с плоским днищем. Отличительным в керамике срубной культуры является горшок банкоподобной формы. Орнамент, который покрывает, как правило, только верхнюю часть посуды, имеет оттиск шнура или вид перекрещенных линий. В орнаменте прослеживается ритмичность, повторяемость элементов; в составе фриза такого «узора» часто встречаются разнообразные знаки, крестики, прямоугольники, схематические изображения животных и др. Считают, что в данном случае мы имеем дело с примитивным пиктографическим письмом. Наиболее интересными являются «пиктограммы» на горшках, найденных около села Рубцы у Оскола и около Артёмовска в Донецкой области. Всего известно около 300 находок посуды срубного периода с загадочными знаками, которые пока еще не расшифрованы.
Рис.1. раннесрубные материалы с поселения Безыменное I
Орудия труда срубняков изготовлены, в основном, из бронзы: топоры-кельты, долота, шила, иголки и др. Были распространены также ножи оригинальной формы - с перехватом, который типичен только для срубной культуры, особенно её раннего этапа. Ассортимент орудий труда дополняют костяные и каменные изделия: псалии, лощила, зубчатые штампы изготовлялись из кости, а матрицы, молоты, зернотёрки - из камня. В связи с развитием металлообрабатывающего производства появляется металлическая посуда, представленная клепаными из листов меди казанками. Из бронзы изготовляли браслеты, проволочные или литые, подвески, шпильки, бляшки. Характерны очень вместительные, чуть ли не ведерные сосуды с округлым
Рис. 2. Находки на поселениях
1 - часть корчаги; 2 - костяное лощило; 3 - глиняное пряслице; 4 - 6 - керамика (селище 10); 7 - 14 - кварцитовые орудия